Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему Лиза — бедная? Сентиментализм в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (ЕГЭ по литературе)

«Бедная, бедная Лиза!» — восклицает Карамзин, и я восклицаю вслед за ним, горько оплакивая трагическую Лизину судьбу. Почему бедная? Почему трагическая судьба, ведь глупая девочка сама решила утопиться, восприняла слишком близко к сердцу всё, что говорил ей возлюбленный, сама себе придумала идеальную жизнь, существование которой невозможно? А всё-таки жаль мне бедной Лизы, всё-таки вижу в судьбе её, в погасшей в расцвете лет жизни глубокую боль, вижу трагедию. Чтобы увидеть её, понять, почувствовать, надо, наверное, быть молодой и наивной девушкой, и надо любить. Любить, как любила Лиза, самоотверженно и отчаянно, ни на что не оглядываясь, ничего не страшась.

Лизе семнадцать лет, она юна и свежа, она никогда не была влюблена и не испытывала сильных романтических чувств.

Любовь приходит внезапно и сразу, в жизни девушки появляется молодой красавец Эраст знатного происхождения. Лиза влюбляется, Эраст, кажется, тоже — он просит девушку продавать цветы только ему, выведывает, где живёт такая красавица, знакомится с матерью. Уже через два дня после встречи молодые признаются друг другу в любви. О, с какой невинной страстью, с каким счастьем и восторгом отдаётся Лиза этой любви, растворяется в ней, чувствует её всем сердцем и всем своим естеством, с какой точностью, сама того не понимая, открывает главный её закон: любить кого-то больше, чем самое себя! Лиза в столь юном возрасте смогла полюбить всей своей маленькой, неокрепшей душой, всем сердцем, полюбить больше, чище, сильнее и крепче, чем очень и очень многие. И в свете этой любви не было места плотской простоте Эраста, не видно оказалось, как заменяет ему это плотское желание саму любовь. Лизина жизнь уже не была жизнью без Эраста, Лиза сама уже не была без него Лизой, и слишком велика, слишком чиста была эта любовь для обыкновенной человеческой реальности, слишком ослепила она бедную Лизу, и как же больно было об эту реальность разбиваться! Хрупкая и неокрепшая натура девушки смогла испытать любовь сильнее и чище умудрённых опытом, зрелых сердец, но не вынесла краха этой любви, как выдержало бы взрослое сердце. Боль и беда Лизы в том, что она полюбила взрослой Любовью, с большой буквы, но в душе по-прежнему оставалась ребёнком, и в этом куда больше трагизма, чем, например, в фигуре Джульетты, которая, будучи на три года младше Лизы, внутренне сформировала в себе взрослую, по-женски мудрую душу, и принимает свою страшную утрату, осознаёт её, внутренне признаёт, что это горе есть. Джульетта умирает, твёрдо зная, что жизнь её без Ромео никогда не будет счастливой, и выбирает отказаться от этой жизни. Лиза же в принципе не способна принять возможность жизни без Эраста. Она не делает выбора, у неё его просто нет, не умереть она не может, и потому с таким безрассудным отчаянием и решительностью бросается в пруд. Джульетта могла не умирать, и сознательно не стала, именно в этом заключается различие между двумя самыми, на мой взгляд, трагичными женскими героями в мировой литературе.

Совершенно особенному, полному грусти восприятию этой истории способствует так же стиль, в котором написана повесть. «Бедная Лиза» написана в духе сентиментализма и по праву считается шедевром русской сентиментальной прозы — трепетные, глубокие чувства главной героини переданы Карамзиным восхитительно — никто после прочтения этой книги уже не усомнится в том, что «и крестьянки любить умеют». Тысячи девочек, юных и наивных семнадцатилетних девочек, и в наши дни продолжают читать и перечитывать маленькую повесть с незамысловатым названием и лить слёзы над горькой судьбой Бедной Лизы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.