|
Вы здесь: Критика24.ру › Грибоедов А. С.
Бессмертная пьеса Горе от ума. Читаем и рассуждаем. (Грибоедов А. С.)Всегда эта пьеса производила на меня несказанное, исключительное впечатление. В ней определенно заключена некоторая загадка, колоссальные скрытые пласты. В нашем литературоведческом обиходе в ходу такой эпитет – «бессмертный». Это слово – как высшая оценка: далеко не всякое, даже и классическое произведение, принято называть бессмертным. Так вот, комедию «Горе от ума» мы привычно называем бессмертной комедией. Так же, как, скажем, гоголевского «Ревизора». Почему она бессмертна? Прежде всего – жанр. В России никогда не было комедии в чистом виде. Так же, как и трагедии в чистом виде. Вообще, не было чистого жанра, он в России всегда многослойный. В «Горе от ума» это свойство особенно сильно выражено. Как при реставрации живописного полотна – за каждым новым слоем обнаруживается новый, так и в этой комедии, если приглядеться, за исходным жанром просматриваются другие пласты. Идут годы, и режиссеры, и актеры находят в ней все новые жанровые черты. Грибоедов оказался провидцем. Хотя его и считали единомышленником декабристов, он написал здесь и начала, и концы: перед декабрем он написал по сути, что декабря не нужно. Он высказал глубокое неодобрение и глубокую тревогу. Я думаю, что если бы декабристы сумели это правильно прочесть и понять, они бы не выступили. Грибоедовым была написана провидческая пьеса, пьеса-Кассандра. В этой пьесе, – как сегодня ее вижу я, и что меня сегодня волнует, – происходит очень странная история: перед нами Чацкий, который вечно болтает о Западе и обвиняет всех в западничестве – но живет-то там только он один из всех. И это – самое смешное. Тут надо вспомнить Гоголя. Гоголь Чацкого не принимал. Он считал, что Чацкий не национальный тип, не русский тип. При всем том действительно великом, что в ней Грибоедов сделал, он не сделал решительно нового в конфликтной структуре комедии как жанра, не предложил новой формы. А настоящим гением комедии стал Гоголь. Он выбросил из комедийной системы образ традиционного положительного героя. Он первый сделал комедию без резонера. Эта пьеса – «Ревизор». Такой комедии нет в мире. Гоголь предложил новый тип конфликта – «конфликта между своими», когда инакомыслящих нет, а конфликт, между тем, бушует.
Источник: © Читая «Горе от ума» Инна Вишневская, стр. 96-98. Литературный журнал «Другие берега», №№ 4-5. Москва. 1994 год. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Внимание! Спасибо за внимание.
|
|