|
В. М. Шукшин (Литература XX века)В совершенствовании человека смысл жизни. М. Горький В. М. Шукшин широкому кругу читателей известен как автор киносценариев, повестей, рассказов. Герои их- это люди с мятущейся душой. Я всегда с большим интересом читаю книги талантливого писателя, пришедшего в литературу из сибирской глубинки и принёсшего в жизнь народное слово, народный взгляд, народную мудрость. Шукшин- человек, способный на тонкое осмысление жизни, её сути. Его нравственными ориентирами являются совестливость, правда, любовь к человеку. Несмотря на нелёгкую судьбу: рано лишился отца, совсем юным ушёл из села, работал слесарем, разнорабочим, строителем, был грузчиком, строил железные дороги — тяга к лучшему всегда отличала писателя. Таковы и стремления героев. Наиболее интересными для меня является произведение крупного жанра — роман " Я пришёл дать вам волю'', впервые напечатанный издательством "Советский писатель " в 1974 году. В нём Шукшин обращается к исторической теме, стремится побудить читателя понять правду, заставить размышлять, чувствовать, сопереживать. Личность Степана Разина давно волновала В. Шукшина. Почему же его облик так интересовал автора? Ответ нахожу в биографии писателя. Ещё ребёнком он часто слышал песню "Из-за острова на стрежень...", знал её и пел, восхищаясь образом героя. Вольнолюбивый атаман не мог не овладеть воображением, и разинская тема стала со временем ключевой в творческих начинаниях молодого литератора. В романе Шукшина нет классового подхода к истории, его заменяет общечеловеческий. Прозаик отказывается от событий как основы сюжета. В центре внимания не география похода, покорённые города, а психологические факторы, богатый облик Степана Разина. Автор специально предпринимает поездку по Волге, по разинским местам, пытаясь понять причины движения. Произведение обильно насыщено песнями, сказками, притчами под "фольклор", диалогами, монологами, пейзажными зарисовками. Всё это помогает глубже выявить широту, мощь характеров героев, показать их социальные и национальные особенности, идеалы прозаика. В. М. Шукшин мастерски соединяет историю и современность. Три главные проблемы решаются в книге: судьба России, судьба восстания, личность и трагедия народного заступника. Философизм художественного мышления определяется лирическим восприятием мира, эмоциональным сопереживанием автора героям. Одним вопросом захвачены персонажи и писатель: " Нравственность есть Правда". Сюжет заинтересовывает с первых же страниц. Мне чётко представляются образы героев, слышатся их голоса, близкими и понятными становятся их мысли. Но особенно привлекает моё внимание Степан Разин. У писателя Разин не былинный и не песенный богатырь, а живой человек с его верой и сомнениями, со страстями и болью, с любовью к людям и заветной мечтой о народном счастье и справедливости. Он приходит на страницы книги уже зрелым, сформировавшимся. Степан дружит с казацкой вольницей верхних донских городков. К тридцати годам Разин уже успевает повоевать в Крыму, повидать Азов и Астрахань. В душе героя всегда живёт, не уходит в забвение дорогой образ старшего брата. Очевидно, что гибель Ивана — одно из бесчисленных проявлений беззакония и боярского произвола. Вдумываясь в роман, нельзя не заметить всепоглощающую и широкую любовь автора и Степана Разина к родине: они любят её прошлое и будущее, трудовых людей, населяющих эту землю, закаты и восходы, простор степей и шум лесов, песни и сказки. Особенно меня волнуют такие слова: "Родная пыль щекочет ноздри. Скоро — родина. Где лучше — нож в руки да в лес — подальше от непосильного тягла, от горькой участи мыкаться по закладам. И щемит душа: самая это мучительная любовь в человеке — память о родимых местах. Может, она и слабеет потом, но уже в других — в детях". Из слов ясно, что и родину свою, Россию, герой мечтает видеть счастливой, где царили бы справедливость, мирный труд, свобода. Обращаясь к стрельцам, он говорит: "...будете братья мне, будет вам воля!.. Чего же больше надо? Учиним по Руси вольную жизнь, бояр и всех приказных гадов ползучих выведем. За то и смерть принять легко бы — с ей! А так жить больше не дам. Сами захочете — не дам!". Я согласна с Разиным, что за волю надо биться с угнетателями. И многие казаки прислушиваются, бесспорно, к речи атамана, становятся отважными воинами, На таких людях держится наша история. Суть характера предводителя народа — темперамент, свободолюбие, и безудержная, почти болезненная ненависть к тем, кто способен обидеть беззащитного. Психологическое состояние Разина представлено в широком диапазоне от спокойной и мудрой рассудительности до безудержного взрыва чувств и даже безумие. Достаточно вспомнить расправу атамана над безвинным Куприяном Солнцевым, чудом спасшимся из персидского плена. Мучительно страдает Степан от содеянного, кажется, не вынести ему греха. Налицо трагедия героя, который понимает, что" дело... он взгромоздил на крови, часто невинной, дело — только отвернётся — рушиться. Рассыпается прахом". Ничего прочного за спиной, не осуществить ему жизненного идеала — построить свободное казачье царство. Отсюда, наверное, и контрастность характера далеко не идеального героя. Он жесток, но и нежен, сердоболен, но и неистов. Вместе с автором пытаюсь постичь психологию поступков Разина, его сильные и слабые стороны. Взять хотя бы всем известный из фольклора и пушкинских творений эпизод с княжной. У Шукшина эта сцена предельно проста и страшна. Кинув в воду красавицу, Степан Разин "сел", "коротко глянул на воду, куда без крика ушла молодая княжна... В глазах на миг вскинулась боль и тоска, он отвернулся". Что это? Бессердечие, желание не ссориться с казаками или чувство долга? Слова и дела? Ясно одно: долг выше личных привязанностей. Волнует и сцена спора Степана с женой Алёной. Он убеждает её: "Я — вольный казак... Но куда я деваю свои вольные глаза, чтоб не видеть голодных, раздетых, бездомных... Их на Руси — пруд пруди... Я, может, жалость потерял, но совесть-то я не потерял!..". Уже в самом названии произведения, именно здесь, в словах атамана:" Я пришёл дать вам волю", таится заявка и на главный смысл центрального образа, и на всю идею повествования в целом. И вот, наконец, кульминационный эпизод романа — лютая казнь. Разин сам активно создаёт трагическую ситуацию, которую он осознаёт как свою судьбу — участь, испив её до конца, хочет "умереть славно". Это его главная роль, а смертные муки- игра. Степан спокоен до последней минуты и хочет, чтобы все это видели. Стойкость особенно привлекательна в нём. Почему Разин мужественно вынес всё: дыбу, пытки каплями воды, калёным железом, как стерпел нечеловеческие страдания, от которых другие сходили с ума? Невольно на память приходят слова Н. В. Гоголя: "Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!". Степан призывает к уничтожению зла, исходящего от государства. Образ его живёт в душе каждого человека. Он любим за удаль, бескорыстие, доброту. Герой и автор по-прежнему опережают время, указывают последователям, как отстоять волю, бороться за достойную жизнь, за правопорядок в стране. Я благодарна В. М. Шукшину, самобытному, яркому писателю хх века, за то, что он научил меня понимать людей, разбираться в жизни, стремиться к высокой нравственности, ценить прошлое страны, видеть место личности в общественном процессе, задумываться о судьбе нашей России, о национальном русском характере, не принимать рабской покорности в людях. Герои В. М. Шукшина навсегда останутся моими друзьями. Хочется верить, что с течением времени станет углубляться понимание произведений творца, будут замечены новые грани, как это всегда бывает с произведениями талантливыми, значительными. Обновлено: Опубликовал(а): Дана_01 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|