|
Роль «двойников» Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)Своеобразными «двойниками» Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» являются Петр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов. Для Раскольникова именно они являются олицетворением безнравственности окружающего мира, их благополучие для него — самое главное свидетельство неустроенности этого мира, который он решил «облагодетельствовать» сотнями, тысячами добрых дел. Но, как это ни парадоксально, именно в них, как в кривом зеркале, он находит отражение собственных воззрений. Петр Петрович Лужин... Сама фамилия вызывает ассоциацию с чем-то мелким, грязным, и Лужин всем своим поведением словно подтверждает это. Впервые Раскольников узнает о нем из письма матери, в котором читает, что Лужин «деловой человек и, кажется, добрый». Это «кажется» выделено в тексте курсивом и сразу привлекает наше внимание. Человек либо добр, либо нет, а если он только кажется добрым, о чем тут можно говорить? Лужин «выбился» из ничтожества, привык «болезненно любоваться» собой и наедине частенько «любовался своим лицом в зеркале». Жениться Лужин мечтает на бедной (непременно бедной!), благонравной, молоденькой и хорошенькой девушке, чтобы она его боготворила и обязательно была благодарна ему. Это постоянно высказываемая ему благодарность давала бы право унижать ее, а самому становиться выше, приняв на себя роль благодетеля. С этой целью выбрана Дунечка. И вот «жених» Лужин является знакомиться с Раскольниковым. Всё в его облике говорит о роли жениха, начиная от волос, завитых у парикмахера, и кончая новенькими перчатками. Бросаются в глаза его бакенбарды, которые Достоевский сравнивает с двумя котлетами, висящими вдоль щек. Всё в его облике «слишком» (шесть раз употребляется это слово в описании портрета Лужина): и костюм, и галстучек, и рубашка. Он хочет произвести впечатление, пытается говорить с Раскольниковым, Разумихиным и Зосимовым по-свойски, словно он действительно понимает молодое поколение. Раскольникову Лужин глубоко антипатичен, и он с яростью выгоняет его вон, даже не узнав о цели визита. Почему это происходит? Дело в том, что Раскольников, слушая разглагольствования Лужина, проповедующего свою «экономическую» теорию, невольно видит что-то схожее со своими мыслями. «Теория» Лужина такова — искаженная теория «разумного эгоизма» «новых людей» из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Там в итоге все для людей, здесь — для себя. Таково нравственное кредо Лужина. Но это логичное, на первый взгляд, построение, с точки зрения Раскольникова, есть не забота о благе (хотя бы и экономическом) общества, а оправдание преступления. И это тоже — «кровь по совести», и из высших, можно сказать, соображений прогресса, о котором так заботится Раскольников в своей статье. Близость суждений пошлого Лужина, заботящегося только о карьере и наживе, нахватавшегося некоторых современных идеек, собственным размышлениям Раскольникова больше всего оскорбляет последнего. Лужин, как и Раскольников, посягает на основы нравственности и совершенно убежден в своей правоте. В конце концов Раскольникову удалось уличить Лужина в подлости. Но Лужин не уникален: таких много, которые ни перед чем не остановятся. Примитивность его эгоистической логики изобличает и ущербность идей самого Раскольникова. Аркадий Иванович Свидригайлов... Самый таинственный образ в романе: появляется как продолжение сна Раскольникова, говорит о привидениях, являющихся ему, словно рок, преследует Раскольникова. Последнего все время неодолимо тянет к Свидригайлову, будто у него он хочет найти ответы на мучающие его вопросы. Свидригайлов все время подчеркивает какую-то таинственную связь между собой и Раскольниковым. Свидригайлова обвиняют в трех преступлениях: смерти жены, трагической гибели оскверненной им четырнадцатилетней девочки и доведении до самоубийства слуги. Если предположить, что Свидригайлов действительно виновен в этих преступлениях, он должен мучиться, однако этого не происходит. И в преступлении Раскольникова он не увидел ничего особенного, для него это — обыденное явление. Он в равной степени равнодушно творит и зло, и добро (дает деньги Соне, устраивает судьбу детей Мармеладова, обеспечивает свою невесту, благородно поступает с Дунечкой). Значит, есть в нем ещё что-то человеческое? (И в то же время он страшный человек: развратник, сластолюбец, любящий «клоаки с грязнотцой». ) В его душе стерты границы между добром и злом, и даже вопрос: «Изверг я или жертва?», который он задает себе, по-настоящему его уже не волнует. Это человек, уже на что-то решившийся; Раскольников это сразу чувствует. Когда Свидригайлов говорит о том, какой представляется ему вечность, Раскольников в ужасе восклицает: «Как же вы живете с этим?!». Свидригайлов не оставляет себе никаких иллюзий и уходит из жизни (стреляется) в утро того дня, когда Раскольников идет с повинной. Самое поразительное заключается в том, что со Свидригайловым связывает Раскольников свою последнюю надежду найти выход из тупика, у него он ищет совета и указания. Проницательный Свидригайлов угадывает это тайное намерение Раскольникова, но что может быть общего у Раскольникова со Свидригайловым? Дело в том, что Свидригайлов и злодей, и филантроп, но ни добро не радует его, ни зло не отталкивает — всё это недоступно его равнодушной, скучной, мрачной душе. Омертвение совести в Свидригайлове напоминает опять-таки допущение «крови по совести» Раскольникова, оба действуют по принципу «все дозволено». Кажется, что Свидригайлов и есть «настоящий властелин»: ведь он «переступил» и ничуть не тяготится этим. Но его равнодушие к добру и злу есть следствие ненасытной жажды наслаждений, удовлетворения своих низменных потребностей: опять все для себя. А Раскольников — для человечества?.. Обновлено: Опубликовал(а): Chameleonette Shadows Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|