|
9. Социальное неравенство в произведениях русской литературы в сопоставлении с изображением проблемы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)Во многих произведениях русской литературы авторы иллюстрируют социальное неравенство, всегда бывшее одной из серьезнейших проблем русской реальности. Так, Н. В. Гоголь в повести "Шинель", выводя на сцену мелкого чиновника Акакия Акакиевича, указывает на проблему расслоения общества. Как и в "Преступлении и Наказании" Ф. М. Достоевского, главный герой, занимающий одну из низких ступеней в социальной иерархии, беден, у него нет денег на новую одежду и он одет в "старенький вицмундир". Раскольников точно также носит " летнее пальто" весь год. Помимо бедности, отраженной, как показано, в портрете и в деталях, героев роднит наличие угнетающих их представителей другого сословия. Персонаж Достоевского не может примириться с существованием старухи-процентщицы — "старушонки, лет шестидесяти", олицетворяющей несправедливость окружающего мира. Он выдумывает теорию в которой сам сознательно противопоставляет себя "кровососущей" старухе. Незначительный ни в чем Акакий Акакиевич во многих смыслах противопоставлен "значительному лицу" — и идейно, и в плане выбора средств создания образа. Оба героя, и в "Преступлении и наказании" и в "Шинели" восстают против угнетателей, но по-разному: один после смерти “пугает” “значительное лицо”, дергая за воротник, в результате чего распространяется слух о "чиновнике-мертвеце", а другой убивает Алену Ивановну топором. Налицо различие в глубине и осуществимости бунта: герой Гоголя решается на него только после смерти, а Раскольникова, напротив, бунт приводит к раскаянию и перерождению. Проблема социального неравенства раскрыта и в повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза". Как и у Ф. М. Достоевского, несправедливость из-за положения героев ломает их судьбы. Счастье Лизы разрушается, когда Эраст предает ее ради выгодной женитьбы на богатой вдове, говоря, что "помолвил жениться". Соню Мармеладову бедность толкает на преступление против себя — торговлю собственным телом. Таким образом, во многих произведениях русской литературы авторы описывают социальное неравенство, поскольку эта проблема была одной из самых острых в российском обществе. Обновлено: Опубликовал(а): Татьяна Сергеева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|