|
Образ России в лирике Есенина (ЕГЭ по литературе)Россия — родина поэта Сергея Есенина, а для него родина — это то, что дает силы жить, дышать, творить. Образ России, возникающий в есенинской лирике, удивительно близок и понятен каждому из нас. Что-то древнее, изначальное ощущается в ней: ширь и раздолье, мощь и сила, высота и глубина, Россия белоствольных берез и душистых черемух, одиноких кленов и журавлиных стай; Россия необъятных снегов, розовых вод, удалых песен. Стихи Есенина о России полны удивительных образов, цветов, запахов. Все очеловечено, всё дышит, живёт своей особенной жизнью. Белый, голубой, малиновый цвета пронизывают строки есенинских стихов, но всего больше — синего цвета: то ли потому, что так много в родном краю поэта синевы рек и озер, то ли небо там всегда синее — не знаем, можем лишь отметить, что в редком стихотворении Есенина о России мы не увидим синего цвета. Идут годы, и постепенно в стихах Есенина о России появляется грустная нота, будто предчувствие трагического конца преследует поэта. Особенно остро это ощущается в стихотворении «Я последний поэт деревни» (1919 г.). Старая, привычная Россия уходит в прошлое; «колосья-кони» будут тужить о старом хозяине, и даже берёзы служат прощальную обедню, а ветер справляет панихидный пляс. Грядет новая, «железная» Россия, за которой не угнаться «красногривому жеребенку» (из цикла стихотворений «Сорокоуст»). Поэт предчувствует двенадцатый, последний час, конец прежней жизни, конец привычного, устоявшегося мира. Стихи Есенина кажутся какими-то «уставшими», словно их пишет очень старый человек, у которого все уже в прошлом, остались лишь воспоминания. Образ России совершенно меняется: становится резким, грубым, настороженным. «На измызганных ляжках дорог» человек не может найти себя. Страшный мир, в котором поэт не может найти своего места. . . Потом, в 1924 году, появятся иные стихи, вновь полные энергии, веры, силы, и явятся строки-признания. Есенин принимает новый мир. Мы не можем не верить в искренность поэта. И всё же, читая есенинские стихи, мы прежде всего открываем душу старому клену «на одной ноге», стерегущему «голубую Русь», или «тонкой берёзке», заглядевшейся в пруд. Обновлено: Опубликовал(а): Chameleonette Shadows Внимание! Спасибо за внимание.
|
|