Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




8. Как в данном отрывке отражен основной конфликт произведения «Отцы и дети»? 9. В каких произведениях русской классики изображаются взаимоотношения отцов и детей? (ЕГЭ по литературе)

8.

В приведённом отрывке романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» отражен основной конфликт произведения — конфликт отцов и детей.

Эпизод романа изображает встречу отца, Николая Петровича, с сыном Аркадием и его другом. Писатель подчеркивает различие в поведении Николая Кирсанова и «детей». Представитель старшего поколения чувствует себя встревоженно и неловко перед уверенными в себе молодыми людьми: «…он словно потерялся немного, словно робел».

Евгений Базаров, напротив, ведет себя спокойно, несколько высокомерно, движения его ленивы и размеренны.

Отличается также и манера речи Кирсанова-старшего и Базарова. Николай Петрович говорит вежливо («любезнейший», «душевно рад», «позвольте узнать» и так далее), но в его словах чувствуется тревожность и искреннее желание угодить гостю и ничем его не обидеть. Евгений Васильич же крайне немногословен, он ограничивается лишь парой слов на протяжении всего диалога.

Таким образом, в этом эпизоде писатель показывает различия в поведении и речи героев, обращая внимание на важные детали. Благодаря этим изобразительным подробностям, читатель может составить представление о характерах, нравах и ценностях «отцов» и «детей», что впоследствии помогает глубже понять конфликт поколений.

9.

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев изображает взаимоотношения представителей разных поколений, заключающиеся в идейном противостоянии сторон. Героями-антиподами в этом романе являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Базаров — нигилист, отрицающий любые авторитеты, обесценивающий личность и душу человека, действующий лишь из соображений полезности. Павел Петрович, представитель старшего поколения, не понимает взглядов Евгения Васильевича и считает их безнравственными. Он свято чтит «принсипы» и руководствуется ими в жизни. Конфликт поколений заключается в том, что «отцы» не хотят сдавать позиции, отступаться от своих убеждений, хотя и понимают, что идеи нового поколения постепенно набирают популярность в обществе и вытесняют закоснелые взгляды «стариков».

В этом роман Тургенева можно сопоставить с комедией Д. И. Фонвизина «Недоросль», идейной основой которой также является конфликт отцов и детей. Взаимоотношения поколений можно рассмотреть на примере чиновника Правдина и помещицы Простаковой. Правдин — представитель молодого прогрессивного дворянства, ратующего за просвещение и свободу личности, а госпожа Простакова — невежественная, грубая, властная женщина, принадлежащая к закостенелому во взглядах и нравах поколению. Она считает образование своего сына-недоросля пустой тратой времени, а о службе не может быть и речи. В противовес подобным убеждениям, передовое поколение дворян первостепенным находит просвещение и служение Отечеству, а главным нравственным качеством человека считает совесть, о которой Простакова даже и не помышляет. Так раскрывается конфликт поколений в комедии Фонвизина. В этом данное произведение схоже с романом И. С. Тургенева, где «отцы» и «дети» похожим образом сталкиваются в неизбежном идейном противостоянии.

Также «Отцов и детей» можно сопоставить с комедией А. С. Грибоедова «Горе от ума», в которой общественный конфликт проявляется в противопоставлении «века нынешнего» «веку минувшему». Александр Андреевич Чацкий, представляющий новое поколение, осуждает идеологию фамусовского общества. Он высмеивает взгляды, убеждения, быт и нравы консерваторов, пытается открыть им глаза на их ценности и идеалы, но остается непонятым: общество объявляет его сумасшедшим. В комедии Грибоедова Чацкий олицетворяет молодое, прогрессивное, свободолюбивое поколение, желающее жить по законам нового времени, но старое упорно противится изменениям, не хочет признавать себя побежденным. Подобным образом разворачивается конфликт и в «Отцах и детях» Тургенева, где новое и старое поколения борются за первенство, не желая уступать друг другу.

Таким образом, во всех трех вышеперечисленных произведениях изображаются взаимоотношения «отцов» и «детей». Идейные столкновения поколений возникают на почве смены мировоззрения, ценностей и убеждений молодых людей. Во всех этих произведениях конфликт отцов и детей неизбежен и неразрешим.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском