|
Общечеловеческое значение характеров в комедии «Ревизор» (Гоголь Н. В.)
Образы комедии необычайно интересны. Хлестаков и городничий, жена и дочь городничего, Осип и трактирный слуга, Бобчинский и Добчинский, Земляника, Шпекин и остальные — каждый имеет свой характер, свою речь. Каждый из персонажей под влиянием страха ложно истолковывает слова другого. Ложь принимается за правду, а правда — за ложь. Герои комедии ведут себя так, как будто целиком соблюдают нравственные нормы той жизни, которые, в сущности, безнравственна и беззаконна. Прежде всего сам городничий — типичный чиновник своей эпохи. Человек грубый и необразованный, выслужившийся из низких чинов. Он опытный и ловкий администратор, «…ведёт себя очень солидно; довольно серьезен; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно». За свою долгую жизнь привыкший угодничать перед начальством и грубо обращаться с подчиненными и «вверенными» ему гражданами города. Всё это выработало в нем уверенность в своём безнаказанности, грубость и бесцеремонность привыкшего к власти человека. Вращаясь в обществе таких же чиновников-хапуг, как и он сам, городничий принял Хлестакова за столичного ревизора, будучи обманут всем непривычным для него обликом и поведением. Легкомыслие, развязность Хлестакова настолько огорошили этого героя, что он поверил глупым домыслам городских сплетников – Добчинскому и Бобчинскому — и сам содействовал головокружительному возвышению «ревизора». Чем больше врет Хлестаков, упоенный вниманием провинциального общества, тем более уверяется городничий в том, что перед ним настоящий ревизор. Характер Хлестакова всё время находится в развитии, раскрывается с новых, подчас неожиданных сторон. Хлестаков не просто тип, а целое явление. Хлестаков — это характер, выражающий общечеловеческие свойства, психологические особенности определенного типа людей. Он сам — это и есть предельное выражение той «наглости пошлого человека», с которой всю жизнь боролся писатель. Многое о самих героях говорит их фамилии, полные народной издевки: Хлопов, Держиморда, Уховертов, Пошлепкина и другие. В фамилии Ляпкин-Тяпкин отразился не только принцип его отношения к служебным делам, но и душевная неуклюжесть, несобранность, неповоротливость. Реплики судьи комичны, он говорит вздор, свое неизбежное «тяп-ляп». Это глупый самоуверенный человек, «Прочитавший пять или шесть книг, и поэтому несколько вольнодумен». При всем своем «глубокомыслии» и косноязычии судья очень самолюбив и обидчив. Перед нами предстает вечно испуганный и робкий смотритель училищ, бесцеремонный в своем «простодушии» почтмейстер Шпекин, который из любопытства распечатывал и читал чужие письма. Не вызывают в нас ни ненависти, ни даже резкого чувства внутреннего протеста Бобчинский и Добчинский. Мы легко и весело смеемся над ними. Они знают все сплетни и подробности жизни города. На протяжении комедии рядом с чиновниками показаны типичные образы провинциальных дам. Анна Андреевна — жена городничего уверена в своем превосходстве на всеми. Автор показывает на ее полное нежелание и неумение согласиться с чем-либо, противоречащим её взглядам. Её дочь Марья Антоновна наивна до глупости, восторженна и желанна. Она легко и охотно слушается, так как застенчивость считает самым сильным из очарований молодости. Изображая жизнь чиновников, Гоголь заострил внимание на такие характерные для них черты, как обман, лицемерие, хвастовство, жадность, взяточничество, грубость, равнодушие к простому человеку. В пьесе Н. В. Гоголь раскрывает бюрократический строй, и поэтому комедия «Ревизор» имеет большую идейную ценность и является одним из замечательных драматических произведений, написанных на основе жизненных наблюдений. Обновлено: Опубликовал(а): LKatya Внимание! Спасибо за внимание.
|
|