|
В чём Некрасов видит сущность духовного рабства? По поэме «Кому на Руси жить хорошо» (ЕГЭ по литературе)Одним из главных произведений Н. А. Некрасова становится поэма «Кому на Руси жить хорошо». Близость автора к народу стала поводом для размышлений о судьбе крестьян после проведённых реформ, которые настолько противоречиво повлияли на судьбу крепостных, что побудили автора написать поэму-эпопею. Пытаясь разобраться в том, как стали жить люди после отмены крепостного права, Некрасов в своем произведении обращается к мотиву дороги, часто употребляемому для описания народного быта и изображает черты фольклорного творчества, например, диалоги с мифическими существами (птица Пеночка). По сюжету, семеро мужиков отправляются в поход по стране в поисках счастья, которое, поначалу, заключается лишь в материальных благах. Однако в главе «Ярмарка» действующим лицом становится «народная молва», которое меняет направление поисков мужиков. Герои знакомятся с Якимом Нагим, «защитником» народа и чья речь, наполненная пословицами и загадками, приближает его к народу. Обращаясь к судьбе Якима, можно узнать, что он был наказан, за то, что с «купцом тягаться вздумалось!». Автор вводит героя для того, чтобы показать, что пытающиеся бороться за свои права люди несут наказание: «...живал когда то в Питере / Да угодил в тюрьму». В главе «Пир на весь мир» автор поднимает проблему духовного рабства, задумавшись над которой, возникает вопрос: сложившееся явление становится результатом добровольного выбора или многовекового крепостного строя? Чтобы найти ответ на вопрос, в произведение вводится образ «холопа примерного — Якова верного», который является рабом Поливанова. При описании портрета помещика, автор использует такие эпитеты, как «жадный, скупой». Даже с самыми близкими людьми он обращается жестоко: «Даже с родными... был жесток». Он неоднократно наказывает Якова, даже когда тот старается проявить излишнюю покорность. Яков сравнивается с псом, который во всем подчиняется своему хозяину и забывает о том, что он человек. Некрасов стремился изобразить героя, чьё рабство не способно на протест, так как из-за многолетнего послушания Яков привык к этому. Обращаясь к системе образов подчиненных, следует упомянуть и холопа князя Утянина Ипата. Когда рабу дали свободу, он не стал уходить и пожелал остаться со своим помещиком, так как «не может Барских милостей // Забыть Ипат!». С детства Утянин издевался над крепостным, а тот воспринимал наказания как должное и даже радовался, когда однажды его искупали в проруби и подобрали со снега обратно в сани. Антитезой Ипата является образ Матрены Тимофеевны, олицетворявшей собой тяжёлую судьбу всех русских женщин. «С девичьей воли» героиня попала в «ад» к пьянице свекру и старшей золовке, на которую должна была работать, как раб. Особо трудными оказались времена, когда младшего сына, из-за невнимательности Савелия, съедают свиньи, а другому, восьмилетнему, грозит наказание. Однако женщина не желала сдаваться и, взяв с собой детей, отправилась за помощью к губернаторше. Так автор приходит к мысли о том, что рабство заключается не только вследствие продолжительности крепостного права, но ещё и в выборе, который особенно страшен, если сделан осознанно. Таким образом, духовное рабство — это полная покорность помещику, который может обращаться с подчиненным не по-человечески — бить, бранить, эксплуатировать, но раб все равно будет предан своему хозяину. Автор приводит примеры того, что рабство может быть как выбором, так и следствием многовекового послушания Обновлено: Опубликовал(а): Вова Маркевич Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|