Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Петербургская тема в творчестве Гоголя (Гоголь Н. В.)

В отличие от А. С. Пушкина, отлично знавшего Петербург со времен отрочества, Гоголь в первый раз оказался в Петербурге уже в более зрелом возрасте, и город был воспринят им на контрасте с родной провинциальной атмосферой Украины и, разумеется, очень быстро вызвал у Гоголя разочарование. Этот жизненный опыт не мог не наложить отпечаток на дальнейшее творчество писателя.

Жизнь в столице быстро пробудила в Гоголе ностальгию по Украине, и в 1832 г. образ Петербурга впервые появился в повести "Ночь перед Рождеством". Читатели видят Петербуг глазами кузнеца Вакулы, прилетевшего в город верхом на черте.

Гоголь описывает город через свет и звук, создает мотив хаоса, беспорядочного движения, в котором черт, что характерно, чувствует себя вполне естественно, а вот Вакула оказывается чужим. Однако уже здесь Петербуг предстает "живым" городом, отдельным действующим лицом. Такое восприятие города будет развиваться и в дальнейших произведениях автора.

Работа над петербуржской темой стала для Гоголя новым этапом творчества. Пять произведений автора принято объединять в цикл "петербуржских повестей", поскольку эти произведения связаны сквозными темами, общими проблемами, ассоциативными перекличкам и целостным авторским взглядом на объект изображения - Петербург, хотя сам Гоголь никогда не объединял их в отдельный цикл вроде "Миргорода" или "Вечеров. . . ". "Петербургские повести" - это описание жизни простых, рядовых людей столицы, судьбы "маленького человека".

Описанием Невского проспекта открывается первая из "петербургских повестей". Здесь автор представляет своеобразный ироничный гимн главной улице города, следует изображение того, как Невский проспект меняется с раннего утра до ночи, Гоголь показывает жизнь города через быт его населения. Однако красота шумного проспекта призрачна и обманчива, за этим роскошным фасадом скрыто глубокое общественное разложение, извращение всех человеческих ценностей и понятий, на что и указывает писатель-сатирик. Петербург вновь показан живым, он будто постепенно затягивает в себя художника, теряющего связь с реальностью. Таким образом, основная идея этой повести состоит как раз в разобщении мечты с действительностью.

Совершенно иным показан Петербург в комедии "Ревизор".   Здесь он выглядит уже более реально. Петербург изображает Хлестаков, являющийся идеалом для всех героев комедии. Именно петербургский дух, которым так и веет от Хлестакова, заставил уездных чиновников поверить в его ложь, словно сам обманчивый Петербург в лице мелкого чиновника явился в их городок.

Если смотреть на эпитеты, определяющие Петербург в творчестве Гоголя, можно выделить такие, как "меняющийся", "двоящийся", "зыбкий", "обманчивый" и т. п.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.