|
Вы здесь: Критика24.ру › ЕГЭ по русскому
По тексту Б. Л. Васильева «Не стреляйте белых лебедей» (ЕГЭ по русскому)«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней-работник», — формулирует одно из своих убеждений герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Точка зрения Базарова точно отражает перемену в отношении человека к природе, начавшуюся с середины 19 века и сопровождавшуюся крупными научными открытиями (разработки Ч. Дарвина, открытие пенициллина, расшифровка ДНК, попытки клонирования). И когда загадки мира были разгаданы, люди почувствовали себя властителями, которым дозволено все что угодно. Проблему потребительского отношения к природе затрагивает Б. Васильев в приведённом фрагменте из романа «Не стреляйте белых лебедей». Примером такого отношения в тексте становится взгляд на природу туристов, которые посчитали, что огромный муравейник, результат труда многих поколений муравьев, не несет для присутствующих никакой пользы. «Вот если бы у кого ревматизм», — говорит плешивый. Но ревматизма ни у кого из туристов не оказывается, а защищающие свою территорию муравьи мешают отдыхать, и туристы поджигают муравейник. Эта бессмысленная жестокость имеет единственную цель: продемонстрировать собственную силу, утвердить себя в роли царя природы, её покорителя. Л потому огонь этого крематория воспринимается туристами как «салют победы» над муравьиным государством. Потребительское отношение этих «хозяев жизни» распространяется не только на муравьев, но и на людей: Колька надувает им матрасы, Егор заготавливает дрова и выполняет другие мелкие поручения. Противоположная точка зрения на природу и человека представлена в лице Егора Полушкина, который избрал для себя делом жизни груд лесника-человека, заботящегося о лесе и оберегающего его обитателей. Герой уважительно относится к муравьям, называя их «самостоятельными мужиками», «крепким, хозяйственным семейством». Помогая другим, Егор готов терпеть неудобства для себя: он предлагает туристам перетащить их вещи на другую полянку, уравнивая право человека и муравья на покой и комфорт. Невольное участие лесника в уничтожении муравейника результат простодушия героя и его готовности помочь, отзывчивости на любую просьбу. Эти два полярных взгляда на мир, противопоставленные в тексте, имеют целью эмоционально повлиять на читателя и выявить авторскую позицию. Хотя оценка автора напрямую не озвучена, мы понимаем, что ему близка точка зрения Егора. Это достигается, в частности, через принципы наименования персонажей. Лесник назван по имени и фамилии, в отличие от туристов, которые имеют только прозвища: сивый, лысый и плешивый (причем эти прозвища несут явную негативную оценку, изначально указывают на ущербность героев). Я согласна с мнением автора, что потребительское отношение к природе и бессмысленная жестокость к слабым и беззащитным не могут быть оправданы «царственным» положением человека. Для обоснования своей позиции приведу в пример повесть В. Астафьева «Царь-рыба», в которой автор оспаривает главенствующее положение человека в мире, сталкивая главного героя с огромным осетром. Движимый жаждой наживы, браконьер Игнатьич чуть не погибает, стараясь любой ценой поймать невиданных размеров рыбу. Природа мстит герою за жадность, за все его эгоистичные поступки. И только переосмыслив свою жизнь, и искренне раскаявшись, Игнатьич освобождается от уд и спасает свою жизнь. Возможно, человека и вправду можно назвать царем природы, но он должен быть мудрым и заботливым правителем, берущим на себя ответственность за слабых и беззащитных, осознающим собственную зависимость от хрупкого баланса в окружающем мире. Ведь только такое правление пойдет на пользу и человеку и природе. Обновлено: Опубликовал(а): Полина Сальникова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|