|
Важно ли для человека самому выбирать свой жизненный путь? Аргументы Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», Ч. Айтматов «Первый учитель» (Итоговое сочинение (декабрьское))Я считаю, что ответ на этот вопрос будет однозначным: конечно же, да. Очень важно для любого человека самому найти тот путь, по которому он пойдет дальше, который принесет ему удовлетворение, чтобы «не было потом мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Каждый должен руководствоваться собственными взглядами и убеждениями, а не чьими-то советами. Жизненный путь — это не что иное, как выбор места в жизни, в обществе, это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ориентиров. Без поиска своего занятия человек не сможет осознать своей жизненной цели. В произведениях русских и зарубежных писателей мы найдем немало примеров, когда герои сами выбирают жизненный путь. Так, например, герой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Гриша Добросклонов с пятнадцати лет уже точно знал, по какому пути пойдет. Его отец, приходской дьячок, жил «беднее захудалого последнего крестьянина», вечно был голоден и вечно искал, где бы выпить, а чем питаются дети «и думать позабыл». Недолгим оказался век матери Гриши, «батрачки безответной», и если бы не крестьяне, «давно б в земле истлели» эти дети. Трудно пришлось юноше и в семинарии, «где было тёмно, голодно», потому что «хапуга-эконом» воровал у студентов еду. Только в родной деревне, хоть и бедна она была, братья «отъедались» и старались «по мере сил работою» отплатить крестьянам за их доброту. Видя тяжелую жизнь крестьян, их беспросветную нищету, пьянство, Гриша мечтает об одном, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!..". Герой Некрасова не одинок в своем желании: «немало Русь уж выслала сынов своих... на честные пути», и всех их ожидает «чахотка и Сибирь». Осознает это и Гриша, но с пути своего не свернет. Как видим, жизненная позиция Гриши ясна: никогда не изменит себе — будет защищать обиженных, помогать страждущим и спасать тех, кто терпит лишения. В качестве второго аргумента обращусь к повести Ч. Айтматова «Первый учитель». Действие произведения разворачивается в двадцатые годы прошлого столетия в маленьком киргизском аиле. Сюда с официальной бумагой, уполномочивающей организовать в селе школу, прибывает бывший красноармеец Дюйшен Таштанбеков. Сын бедняка, сам полуграмотный, он мог бы, конечно, отказаться, но герой повести страстно берется за дело. Удивительно, как «малограмотный парень, с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника», отважился обучать грамоте детей Нынешнему поколению нелегко представить, с какими трудностями пришлось столкнуться Дюйшену при организации школы. Дехкане, в большинстве своем безграмотные, искренне полагали, что для того, «чтобы землю пахать и баранов пасти, грамота не нужна». Выделили ему под школу старый глинобитный сарай, бывший когда-то байской конюшней, отрезанный от аила ручьем, текущим с гор. Он в одиночку подготовил место для будущих занятий, на руках, а порой на спине переносил детей через ручей с обжигающей ледяной водой, а на это смотрели и усмехались поступкам учителя самодовольные наездники в овечьих шубах. Он разместил учеников на полу на соломе, дал каждому по тетрадке, карандашу и дощечке, выполнявшей роль стола, и принялся за работу. А еще вступил в непримиримую схватку с богатеем, которому продали в качестве второй жены девочку-ученицу. Но ни разу за всю свою жизнь он не пожалел о том, что выбрал эту дорогу. Дюйшен преодолел все трудности и вышел победителем, его жизнь не была напрасной. Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что каждый человек, даже юный и неопытный, должен самостоятельно выбирать свой путь, по которому он пойдет. Человек может послушать советы окружающих людей, но выбор все равно остается за ним. Обновлено: Опубликовал(а): Ната Тов. Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|