|
17.2 Каким предстаёт мир калиновских обывателей в пьесе «Гроза»? (ЕГЭ по литературе)Драма «Гроза» А. Н. Островского является одной из великих пьес русской драматургии. В провинциальном Калинове изображён конфликт между представителями мещанства и купечества, между патриархальной властью Кабанихи и жаждой свободы Катерины. Однако не последнюю роль в пьесе играет мир обывателей, который изменяется по мере развития сюжета. Люди Калинова лишены каких-либо прекрасных чувств. Они не замечают красоту природы и не хотят ей наслаждаться: когда Кулигин говорит, что у него «душа радуется» при «виде необыкновенном» Волги, Кудряш не понимает его и заводит другую тему об «устращении» Дикого. Варвара с Кудряшом видятся не из-за любовных чувств, возникший между ними, а по обычаю. Обыватели живут по древним русским традициям и не пытаются сопротивляться им. Например, по мнению Кабановой, когда муж уезжает в длительную поездку, жена обязана падать на колени перед ним и плакать, а супруг должен давать ей указания. Тихон без сомнения выполняет этот обычай, заведенный «маменькой». Обыватели, как серая масса, живут без смысла: «обличье-то человеческое утеряно», — говорит Кулигин о них. Жители провинциального города находятся под покровительством жестокой Кабанихи и деспотичного Дикого, а настоящие власть имущие никак не могут им противостоять, что говорит о формализме законов этого города. Городничий, к примеру, упрекает Дикого в недоплате работникам, а тот хлопает его по плечу и объясняет, что из недоплаченных денег у него «тысячи составляются». Дикой также пренебрежительно относится к представителям мещанства, он обращается к Кулигину с такими словами: «…ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Положение этих людей доведено до «бедности нагольной». Кабаниха является представителем патриархальной власти и не терпит отклонений от установленных ею норм. Она — носитель православной веры, но в отличие от Катерины, Кабанихе важна форма, а не содержание. Калинов изолирован от других городов, потому что Кабаниха, с целью запугать обывателей, подговаривает странниц: они говорят, что Калинов — «земля обетованная», а за его пределами царит тьма. Но на самом деле «темным царством» является именно город под властью Кабанихи, которая управляет горожанами посредством устрашения для удовлетворения собственных нужд. Властолюбие Дикого и Кабанихи принуждает обывателей подчиняться несправедливым законам, поэтому те несчастливы в жизни. Переломными моментами для обывателей в пьесе стали две массовые сцены: публичное признание Катерины в измене и её самоубийство. Её поступок — это не компромисс по отношению к власти, а проявление бескомпромиссности к ней. Впервые в городе частные семейные отношения вынесены на общественное обозрение, что, конечно, отразилось на поведении горожан: они увидели другую сторону жизни, где царит справедливость и свобода. Изолированность города нарушается, так как Кудряш с Варварой сбегают от матушки. Кулигин в своей реплике «вот вам ваша Катерина» напрямую обвиняет Кабаниху в её смерти. Даже Тихон начинает осознавать, под какой властью он находился и тоже обращается к матери со словами: «Маменька, вы ее погубили!». Эмоциональные потрясения пробудили в обывателях сострадание и способность к любви: они умиляются красотой погибшей Катерины. Мир Калинова больше не будет прежним, его жители начинают осознавать истинные ценности и истинную власть, в чем и заключается их эволюция. Таким образом, поступок Катерины смог избавить горожан от оков деспотичной власти, в этом заключается её роль в пьесе. А. Н. Островский показал путь развития для народов России и дал надежду на её нравственное возрождение. Обновлено: Опубликовал(а): Алина Паташова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|