|
Личность патриарх Никон пример (ЕГЭ по истории)Оценка эксперта внизу Никон — церковный деятель, патриарх всея Руси. Наиболее известный по церковной реформе, предпринятой им в XVII веке, а также по умиротворению бунтующих горожан в Новгороде. Основным событием, непосредственное участие в котором принял Никон, была церковная реформа. Причины, из-за которых церковная реформа должна была быть предпринята, крылись в том, что, во-первых, Россия нуждалась в международном признании, потому что достичь его не позволяли обрядовый культ, распространенный на Руси, отличия в святых писаниях, малограмотность русских монахов и медленное распространение грамоты на территории России, а также некоторые ошибки в богослужебных книгах. Именно из этой причины выходит необходимость унификации русской и греческой церквей. Во-вторых, в то время церковь являлась важным рычагом внешнеполитического влияния, так как, только опираясь на церковь, дальнейшие правители будут брать под покровительство Балканы, ведь “братьям-христианам” нужна была защита. В-третьих, XVII век для Руси стал веком распространения новых социальных институтов, увеличения социального неравенства, модернизация общества. Религиозные трактовки должны были соответствовать новым явлениям в обществе, чтобы, отчасти, оправдывать некоторые изъяны. Никон принял активное участие в этом событии. В начале реформации он пригласил греческих монахов в качестве помощников, обнаружил большое количество ошибок в церковных книгах, начал искоренять разногласия. Заявил, что несмотря на то, что по натуре он русский, в душе он — грек, именно поэтому приступил к реформе достаточно жесткими методами: запретил двуперстное крещение и поменял крестный ход. Дальше он направил свой удар на иконы нового образца, так из-за влияния западного искусства на Россию лик святых стал похож на человеческий, а одной из главнейших целей реформы Никон поставил избавление от западного влияния. В итоге Никон потребовал их поменять, а когда получил отказ, воспользовался отъездом царя, забрал многие иконы самостоятельно. Также он подверг цензуре архитектуру, так как признал её западной. Последствиями его жестких действий стал всплеск народного возмущения. Причины этого возмущения крылись в том, что, во-первых, требование представить все старые рукописные книги на проверку не понравилось простым людям, так как книги, в которых находились расхождения подлежали изъятию и сожжению, но заменялись новыми. Однако для русского человека старинная книга — святыня, соответственно их уничтожение было чем-то неприемлемым. Во-вторых, тот факт, что иконы тоже сжигались, ломались и заменялись стало большой трагедией для верующего человека, так как большинство людей в России были неграмотны, икона была неким “посредником” между человеком и богом, а такое кощунство, как сожжение икон воспринималось как преступление против веры. В-третьих, русское общество воспринимало религию не через догмы, к которым пытались русское христианство подогнать, а через культы и обряды, которые нередко становились сутью религии. Не менее важную роль в этом событии сыграл сам царь Алексей Михайлович. Причиной того, что царь выступил за реформу, была, прежде всего, необходимость централизации государства, обобщения всех людей. Также реформа была инициирована и поддержана самим царем, проводилась под его присмотром, что говорит о постепенном переходе духовной власти под власть светскую, что также было необходимо государству, так как возросшего влияния патриарха нередко опасались. Алексей Михайлович способствовал возвышению Никона, сделал его настоятелем близкого к власти монастыря. После он выдвинул его в качестве митрополита Новгорода, а потом продвинул в патриархи. Царь дал ему задачу провести реформу, поддержал Никона на церковном соборе, когда в обществе начали происходить волнения, и выдвинул требования старообрядцам: призвал к повиновению. Вследствие действий данной личности реформа получила свое дальнейшее развитие, а общество фактически раскололось надвое: на людей, придерживающихся реформы и тех, кто ушел в “раскол”. Нередко старообрядцы проводили массовые выступления и переселялись на границы государства. Важной чертой реформы церкви стало то, что в обществе появился раскол, людей, приверженных к нему, стали именовать раскольниками. В становлении этого движения важную роль сыграл протопоп Аввакум. Он написал и передал ряд челобитных царю, в которых пожаловался на церковные нововведения, выступил против Никона публично, чем привлек многих старообрядцев на свою сторону, после чего он сделался лидером ревнителей старины. Последствием деятельности данной личности стало то, что раскольников стали преследовать, однако они зачастую переселялись на слабозаселенные территории, нередко перебегали к казакам, сформировав подобие нового общественного слоя. Действия данной личности внесли весомый вклад в дальнейшую историю нашей страны. Так в дальнейшем Никон будет подвержен опале, так как при вступлении на роль патриарха он потребовал того, чтобы имел власть выше царя, что привело к его ссылке в монастырь. Однако последствия, вызванные церковной реформой, будут видны еще долгие десятилетия. Так, например, реформа породила продолжающийся общественный конфликт, и старообрядцы стали оппозиционны не только по отношению к церкви, но и к самой власти, что приведет к тому, что многие старообрядцы в дальнейшем будут участвовать в различного рода восстаниях: Соловецкий монастырь будет бастовать долгие 8 лет, а среди участников восстания Степана Разина будут замечены и старообрядцы, так как им было свойственно перебегать на те территории, чтобы не подвергаться преследованию. Более того, старообрядцы станут важнейшим звеном в социальных движениях XVIII века, так как их преследование не прекратится: они будут задействованы от восстания Булавина до Пугачёва. Обновлено: Опубликовал(а): Ekspert Внимание! Спасибо за внимание.
|
|