|
17.Какова роль женских образов в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»? (ЕГЭ по литературе)Значительное место в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» занимают женские образы: Ильинична, Дарья, Аксинья и Наталья. Несмотря на то, что они напрямую не связаны с историческими событиями, их роль в произведении важна. В романе Шолохов умело переплетает военные события с личными судьбами героев, в результате чего мирное семейное начало одерживает нравственное превосходство над разрушениями. А ведь именно казачки являются хранительницами семейного очага, которые передают традиции из поколения в поколение и создают атмосферу любви и добра в доме. Самый яркий женский образ, на основе которого построена одна из любовных сюжетных линий романа – Аксинья Астахова. Персонаж Аксиньи отличался невероятной красотой и смелым характером, который сочетал в себе гордость, упрямство и честность (героиня даже не отрицала грешность своей любви). Любовь девушки к Григорию была настолько сильна, что ничего не могло уничтожить ее: ни рукоприкладство мужа, ни осуждение хуторян, ни женитьба Григория на другой женщине и его периодические возвращения в семью. Ради любви она не раз бросала свою прежнюю жизнь и слепо шла вслед за Григорием. Она была готова на любые жертвы ради того, чтобы быть с любимым, о чем говорит ее смерть на руках у Мелехова во время их неудачного побега с хутора. Несмотря на ошибки, неповиновение мужу и связь на стороне, в образе Аксиньи Шолохов раскрывает силу истинной любви, которая преодолевает все социально-исторические трудности. Образ Натальи Коршуновой противопоставляется Аксинье, ведь она до гроба верная, нестроптивая, опекающая и утешающая, воплощение ласки и долгого терпения. В отличие от обладательницы боевого духа Аксиньи, Наталья верно и смиренно ждала своего счастья. Любя Григория безмерно, она не переставала надеется на лучшую долю, хотя видела его влечение к Аксинье. На некоторое время после измены Аксиньи с Лисницким в браке Григория и Натальи с рождением детей воцарились согласие и любовь, однако чувство Григория к Астаховой, как выяснилось позже, не угасло. В конце концов Коршунова не может простить неверность мужа и погибает после аборта. Наталья, способная испытывать сильные и вместе с тем постоянные чувства, становится идеалом женской добродетели в высшем проявлении, воплощением преданной, верной жены и матери. В образе Дарьи, жене Петра, отражена проблема отчаявшейся и потерявшей себя женщины из-за жестокости войны. После смерти мужа обычно своенравная, озорная и веселая Дарья в некоторой степени теряет рассудок из-за потребности в мужском внимании: она готова отдаться каждому встречному, даже свекру. Потребность Дарьи в физической близости заканчивается трагически, она заболевает неизлечимым и постыдным сифилисом. Однако известие о болезни отрезвляет героиню, ее взгляд на близких, на жизнь меняется: «Мне бы теперь сызнова жизнь начать – может, я бы другой стала?». Дарья сожалеет о своих поступках, но понимает, что не в силах что-либо изменить, поэтому тихо и с достоинством уходит из жизни, утопив позор в реке. Решение героини демонстрирует и человеческую силу. В персонаже Ильиничны Шолохов закладывает весь глубокий смысл понятия «мать». Героиня представляет собой хранительницу не только домашнего очага, но и покоя, мира, гармонии в семье. Ильинична решает как бытовые, так и моральные проблемы, возникающие в семье Мелеховых, тем самым стараясь спасти родных от греха и ошибки, так как чувствует, что что несет ответственность за мысли и поступки своих близких (досаду Пантелея, ошибки Григория, душевную боль Натальи, разгульное поведение Дарьи, неопытность и наивность Дуняши). Например, попрекает Григория, узнав об его боевых «заслугах»: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил… У тебя же вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались». Так, Ильинична, как любящая мать, выступает совестью, хранительницей чистоты души каждого члена ее большой семьи, что и считает своим святым долгом. Таким образом, всех женских персонажей в «Тихом Доне» объединяет общая черта – ради любви они готовы на все. Все они смелые, гордые, честные, стремящиеся к любви, сохранению семьи и домашнего очага. По мнению Шолохова, женщины – хранительницы самобытной культуры казачества и народной нравственности, - ведь какие бы перипетии не сотрясали мир, родина остается у ног матери и в объятьях любимой женщины. Обновлено: Опубликовал(а): Dead Girl Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|