|
Романтические черты в поэзии Блока и Маяковского (ЕГЭ по литературе)Главными отличительными чертами романтизма являются неудовлетворенность героя окружающей действительностью и его бегство от реальности (абстрактное «здесь») в идеальный мир (абстрактное «там»), т. е. концепция «романтического двоемирия». При этом романтический герой — исключительный, бунтующий, одинокий и нередко обладающий трагической судьбой. В романтических произведениях также часто встречается обращение к историческому прошлому, фольклору, экзотике как один из путей ухода от действительности. Серебряный век способствовал возрождению романтических форм, однако важной особенностью романтизма этого периода времени было его частичное слияние с реализмом. Подход Александра Блока к проблеме двоемирия значительно отличался от подхода многих сотоварищей поэта по символизму (в частности, З. Гиппиус, А. Белого, В. Брюсова). Если эти символисты стремились к преодолению «романтического дуализма», предлагая различные способы преодоления разрыва между социальным и культурным слоями реальности, то Александр Блок в своём мировоззрении подчеркивал непреодолимость этого разрыва. Ранний сборник поэта «Стихи о Прекрасной Даме» сводит к минимуму данный аспект: в нём лирический субъект Блока искренне стремится слиться с небесным началом (с «Прекрасной Дамой»). Уже в 1903 году в лирике Блока появляются трагические мотивы, связанные с темой жизни «городских низов». Ощущение своей ответственности писателя перед обществом привело Блока к критическому пересмотру своего творчества. Через призму критического пересмотра Блоком своей прежней точки зрения следует разбирать и два его драматических произведения - «Балаганчик» и «Незнакомку». Осмеивая беспредметную мечтательность, Блок остается романтиком, но все больше тяготеет к такому романтизму, который был бы тесно привязан к действительности. Героиня пьесы «Незнакомка» находится в обстановке, которая обретает черты реальности. Это же можно сказать и о стихотворении "Незнакомка" Это еще не означает, что Блок полностью перешел в реализм. Действительность, появлявшаяся в этот период в его стихах, была весьма ограничена. Реальное представлено у него через контраст между пошлой действительностью и мечтой о красоте, что естественно для романтика. Однако здесь есть и особая черта, свойственная Блоку — стремление к действительностью. Поэт рисует нечто прекрасное на фоне грубой действительности, противопоставляя мир мечты и пошлой реальности. Конфликт находит иную форму: реальность и идиллия сменяют друг друга. Романтические черты можно наблюдать также и в раннем творчестве Маяковского. Впрочем, самые ранние из стихов Маяковского еще соответствовали нормам русского кубофутуризма. Разумеется, творчество поэта первого ряда никогда не ограничивается канонами той литературной группы, к которой он относится. Маяковского от других футуристов отделяли те моральные категории, которые исторически были свойственны русскому писателю: отрицая литературное наследие, Маяковский тем не менее затрагивал в своей поэзии тему сочувствия, сострадания ближнему. Лирического героя раннего Маяковского можно назвать бунтарем, мятежником, свергающим общественные устои. В это же время романтический герой ощущает свое одиночество среди людей. В его ранней поэзии выражается желание поэта самому получить от мира сострадание. Конфликт героя и современной действительности, отрицание общественных догм и одновременно беззащитность в любви, восприятие мира через любовь нашли отражение в наиболее значительном произведении раннего Маяковского, поэме «Облако в штанах». Защищая любовь как своеобразную философию человеческой жизни и сталкиваясь с надругательством над этим чувством, поэт приходит к отрицанию действительности. Неудивительно, что поэт, всегда демонстративно противопоставлявший себя действительности, после 1917 г. столь же вызывающе выступил за коммунистическую идею, которая не только отвечала футуристическим мечтам о грядущем земном рае, но и придавала им определенность. Романтический эгоцентризм, характерный для лирического героя Маяковского, уступил место общности, «я» изменилось на «мы», конфликт личности и общества пропал. Делая вывод из всего, сказанного выше, нужно отметить, что романтические черты в творчестве обоих поэтов претерпели значительные изменения, однако если в позднем творчестве Блока они все же нашли иное отражение, то из поэзии Маяковского они постепенно исчезли, уступив место иным тенденциям, о которых говорилось ранее. Обновлено: Опубликовал(а): Chameleonette Shadows Внимание! Спасибо за внимание.
|
|