Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Роль предметно-бытовой детализации в образе Коробочки по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)

При анализе образа Настасьи Петровны Коробочки важным является тот факт, что с деталями её быта автор знакомит читателей раньше, чем с самим персонажем, т. е. окружающие героиню вещи оказываются важнее её внутреннего мира и даже подменяют его. Сбившись с дороги в ненастную ночь, Чичиков просит помещицу о ночлеге, и её слуги проводят его в комнату. В описании интерьера преобладают эпитеты, указывающие на возраст вещей («старенькие обои», «старинные маленькие зеркала», «старая колода карт»), что в сочетании с такой яркой деталью, как «заложенные» за зеркала письма, колоды карт и чулки, уже указывает на ключевые черты характера Коробочки — бережливость, чрезмерную хозяйственность, плотную связь с миром вещей.

Данная характеристика, во-первых, дает современнику Гоголя исчерпывающее представление о ней, формируя обобщенный образ старомодной русской барыни, брюзгливой и бережливой, притом обладающей крепкой деловой хваткой. Такое определение сразу лишает персонажа права на индивидуальность. Во-вторых, автор повторно подчеркивает стремление помещицы упрятать вещи в какое-то замкнутое пространство — за зеркала, в «пестрядевые мешочки», о чём также свидетельствует её «говорящая» фамилия. Далее уточняется, что в один мешочек Коробочка отбирает «все целковики», в другой — «полтиннички» и т.

д.

При первом диалоге Коробочки и Чичикова выясняется, что она ничего не слышала о состоятельных помещиках Манилове и Собакевиче, зато знает неких Боброва, Свиньина, Канапатьева и т. п. – нетрудно догадаться, что знакома барыня с ними лишь потому, что те, по всей вероятности, представляют для нее экономический интерес: возможно, эти не слишком богатые помещики покупают у нее что-либо или же дешево продают ей.

Ярко характеризует Коробочку и само ее хозяйство, дальше которого она буквально ничего не видит: окно комнаты, где переночевал Чичиков, выходит «едва ли не в курятник», — очевидно, что об эстетическом наслаждении пейзажем помещица не заботится. В высшей степени пошлый и сниженный, вызывающий омерзение образ свиньи, случайно съевшей оказавшегося на пути цыпленка, ассоциируется с образом самой «дубинноголовой» Коробочки, настаивающей на своем вне зависимости от обстоятельств.

Детализация изображаемого — характерная особенность свойственной Гоголю манеры письма. Предметно-бытовая детализация служит у автора для создания фона, в том числе и исторического, и психологической характеристики персонажей. Художественные детали у Гоголя, как правило, объединены в систему и несут значительную смысловую и идейно-художественную нагрузку.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.