|
«Экономическая конкуренция — это не борьба, а соперничество в интересах друг друга» (ЕГЭ обществознание)Главной идеей представленного высказывания Э. Каннана является то, что экономическая конкуренция полезна для людей и общества. Кажущееся, на первый взгляд, проявлением вражды, соперничество, на самом деле, осуществляется в интересах каждого человека. В первую очередь, необходимо обозначить, что экономическая конкуренция — это соперничество субъектов экономики за получение наибольшей доли ограниченных ресурсов. Рассмотрев подробнее функции, которые рыночная конкуренция выполняет в обществе, можно убедиться, что она действительно оказывает положительный эффект на его развитие. Во-первых, стимулирующая функция — соперничество служит для производителей стимулом для повышения эффективности их деятельности. Во-вторых, инновационная — результатом наличие конкуренции служит поиск инновационных производственных решений. В-третьих, санирующая — уход с рынка неэффективных производителей и продавцов. К видам экономической конкуренции относят: совершенную, монополистическую, олигополию, монопсонию, монополию. При этом противоположные тенденции представляют собой первый и последний вид. В реалиях современного мира рынок с совершенной конкуренцией найден быть не может, однако монополистическая периодически встречается. В условиях этого вида конкуренции рынок открыт для сравнительно большого числа производителей, влиять на цену можно только в краткосрочном периоде, а выпускаемый продукт дифференцирован. Монополия же, предполагает наличие только одного продавца, который сам устанавливает цену на выпускаемый товар. Она как правило выше, чем в монополистически конкурентном рынке, а объем производимых товаров меньше. Примером рынка монополистической конкуренции и того, какую пользу может приносить высокий уровень соперничества может являться следующее: В городе Х из-за большого количества фирм, выпускающих зубные пасты, компаниям пришлось провести модификации производственного процесса, внедрить высокотехнологическое оборудование, ускоряющее производство тюбиков зубной пасты и уменьшая затраты на него. Тем самым процесс стал намного более эффективным и быстрым, что позволило снизить цены на зубные пасты. Данная ситуация иллюстрирует стимулирующую функцию соперничества. Для истории нередки случаи, когда установление в стране монополии тормозило общественный прогресс. Так, например в 1980ых годах у компании Microsoft была монополия на выпуск программного обеспечения, это приводило к установлению крайне высоких цен на Microsoft Office, что не позволяло компаниям и отдельным людям успешно пользоваться возможностями, которые давали новые технологии. Таким образом, действительно, наличие конкуренции может иметь очень созидательный характер. Общество выигрывает, когда в его экономической деятельности присутствует элемент соперничества, и, наоборот, проигрывает, когда победитель определён и не может быть сменен. Обновлено: Опубликовал(а): Мария Кутидзе Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|