Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Герой нашего времени», глава «Журнал Печорина. Предисловие»: пересказ с анализом (Лермонтов М. Ю.)

Повествователь, получивший от Максима Максимыча записки Печорина, объясняет причины, по которым он решился опубликовать чужие личные материалы (а возможным это стало после известия о том, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер). Им двигало «желание пользы». «Я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки», а «история души человеческой … едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». В чем эта польза заключается, указано в самом начале романа: автор хочет показать современного человека таким, какой он есть, не приукрашивая ничего, указать на болезнь, чтобы роман стал «горьким лекарством».

В «Предисловии» к роману писатель объясняет название так: Герой Нашего Времени — «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»); «Предисловие» же к «Журналу Печорина» заканчивает выражением своего мнения о главном герое, с отсылкой к заглавию произведения: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина? — Мой ответ — заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» — скажут они. — Не знаю». Последняя реплика показательна: автор создал образ Печорина не ради осуждения и порицания, но для того чтобы стали более явными пороки современных ему людей (пороки, обусловленные исторически), для того чтобы каждый глубже всмотрелся в себя — и понял нечто большее, нежели понимал до этого.

Поясним немного историческую обусловленность сущности образа Печорина, который есть продолжение (и одновременно углубление, усложнение) образа Онегина. И Пушкин, и Лермонтов отразили в своих романах главную духовную проблему русских дворян того времени — оторванность от национальных корней. Появившееся у представителей высшего сословия со времен Петра 1 стремление жить на западный манер привело к забвению родного, национального в душе, к потере твердого основания в сфере жизненных ценностей. Дворяне становились, по точному выражению Ф. М. Достоевского, «былинками, носимыми ветром», они теряли нравственные ориентиры, ощущение русского духовного пространства, а значит, теряли часть себя. И Онегин, и Печорин потеряли часть своей личности, не знают, ради чего жить и каково их предназначение, поэтому делают несчастными не только себя, но и других. При этом если Онегин просто разочарован в жизни, равнодушен ко всему и холоден душой, то Печорин зол на судьбу за то, что она не предоставила ему шанс реализовать себя. Съедаемый этой злобой, обидой, он не замечает, как «мертвит» все вокруг, и не понимает, что ему по силам сделать счастливыми окружающих, ведь только в его руках было, по крайней мере, не делать их несчастными.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.