|
Все преступления персонажей и их наказание по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1865-1866 годах и с момента начала печати возымел успех. Само название романа имеет два значения: прямое и скрытое. Скрытое его значение состоит в том, что каждый герой романа совершает свое преступление, за которое впоследствии понесет особое наказание. Удостовериться в этом можно, проанализировав некоторых персонажей романа. Наиболее ярким примером является главный герой произведения Родион Раскольников. На первый взгляд может показаться, что поводом для убийства старухи-процентщицы и сестры ее Лизаветы является бедность и нужда героя, однако это совсем не так. Безусловно, существует ряд обстоятельств, которые подтолкнули Раскольникова к убийству, но основная причина этому – теория Раскольникова. Суть ее состоит в том, что «что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), … на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово... Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать.» Герой причисляет себя ко второму разряду и решает удостовериться в этом преступив через кровь. Вот только теория Раскольникова терпит крах, «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» - признается он позже Соне. Герой понимает, что он вовсе никакой не «Наполеон», ведь люди второго разряда не испытывают сомнений, не задаются вопросом, что хорошо, а что плохо, не чувствуют угрызений совести. Раскольников же долго колеблется, задает себе нескончаемое число вопросов, а совесть его бунтует и часто дает о себе знать. В конце концов, после долгих раздумий и терзаний герой решает признаться в содеянном, и наказанием ему служит каторга. Стоит заметить, что это наказание по закону, настоящим же наказанием для Раскольникова является он сам, его душевные беспокойство и терзания. Тут-то герои своими же словами обозначил свой разряд: «они сами себя посекут, потому что очень благонравны; иные друг дружке эту услугу оказывают, а другие сами себя собственноручно...» Вторым примером является один из двойников Раскольникова Аркадий Иванович Свидригайлов. Данный герой имеет целый список преступлений, его подозревают и в убийстве жены Марфы Петровны, в причастности к самоубийствам одного крестьянина и девочки-подростка, в шулерстве и так далее. Свидригайлов также имеет свою теорию, которая имеет некую схожесть с теорией Раскольникова. Смысл ее таков: «Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!». Руководствуясь таким принципом, Аркадий Иванович ничем не брезгует, чтобы достичь желаемого. Однако герой все же чувствует за собой вину, но сознаться в своих злодеяниях, в отличие от Раскольникова, не может, а потому после некоторых терзаний заканчивает жизнь самоубийством. Таким образом, Свидригайлов сам выносит себе наказание. Не стоит забывать и о втором двойнике Раскольникова Петре Петровиче Лужине. При первом же его упоминании мы видим, что этот человек тоже действует из личного расчета и самолюбия: «Он с упоением помышлял о девице благонравной и бедной (непременно бедной), … чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному». Теория его о «целом кафтане», сутью которой является превосходство заботы о себе над заботой об окружающих, показывает эгоистичность суждений Петра Петровича. Подлость Лужина, который посмел обвинить Соню в воровстве, таким образом оклеветав ее, и чрезмерная самоуверенность, отчетливо проявившаяся во время спора с Дуней и Раскольниковым, возмущает не только читателей, но и окружающих. Дуня, осознав, каким человеком Петр Петрович является на самом деле, разрывает с ним связи. Клевета же на Соню не достигает своей цели – Лебезятников раскрывает обман, а Раскольников объясняет причины этого гадкого поступка. Присутствующие в этот момент люди явно не одобряют действий Лужина: «все кричали и теснились около Лужина с ругательствами и угрозами», героя выгоняют из квартиры. Итак, для героя наказание состоит в том, что все планы терпят крах, самолюбие уязвлено, а его собственная теория обращается против него. В произведении полно и других примеров героев, которые были наказаны за свои преступления. Это и старуха-процентщица, нажившаяся на бедняках и бившая сестру свою Лизавету, за то и убитая Раскольниковым, и Мармеладов, не сумевший уберечь Соню от позора и потому бросившийся под повозку, и Катерина Ивановна, которая подтолкнула Соню на самопожертвование и которая умирает в мучениях от чахотки, и так далее. Все эти примеры в полной мере раскрывают скрытое название произведения. Таким образом, это произведение подталкивает на мысль, что за любое, пусть даже мелкое преступление, всегда последует наказание. Обновлено: Опубликовал(а): Lula Внимание! Спасибо за внимание.
|
|