|
Почему «Фаталист» завершает роман «Герой нашего времени»? (ЕГЭ по литературе)Оценка эксперта внизу "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова необычен своей композицией: сюжет не совпадает с фабулой. Критик В. Г. Белинский в статье о романе писал, что главы этого произведения следует читать именно в том порядке, в котором их расположил сам автор, иначе смысл всего текста не будет понятен. Так, "Фаталист" неслучайно занимает последнюю часть "Героя нашего времени". Во-первых, в этой главе сформулирована одна из философских тем романа: вера в предопределение. Глубже раскрывается характер главного героя, и читатель начинает догадываться, почему Печорин всегда открыт новым приключениям: "...что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает", — говорит он. Скорее всего, именно это становится причиной того, что он решается украсть лошадь Казбича, отдать ее Азамату и получить взамен Бэлу; следит за "честными контрабандистами" и вслед за ундиной садится в лодку и плывет вместе с ней в открытое море; наконец, вызывает на дуэль Грушницкого. Более того, Григорий Александрович, думая о задержании им преступника, убившего Вулича, говорит, что хуже смерти случиться ничего не может, а её не миновать. Печорин полагается на судьбу и идёт навстречу приключениям, не думая о последствиях. Во-вторых, в этой главе раскрывается ещё одна противоречивая сторона характера героя. До этого читатель уже узнал по рассказу Максима Максимыча, что у Печорина были некоторые странности: он был то храбр, то труслив, то "словоохотен", то молчалив. Далее из слов рассказчика мы узнаем, что глаза Григория Александровича не "смеются", когда он смеётся. Постепенно посредством внутреннего монолога Печорина раскрывается его конфликт чувства и разума. И в "Фаталисте" раскрывается ещё одна неоднозначность его образа: он верил в "предопределение" и полностью предавался ему, но в этой главе вдруг бросает вызов судьбе. Если до этого предопределение, посылая разные испытания, играло с Печориным, то теперь он сам решает проверить "судьбу". В-третьих, в этой главе Григорий Александрович предстает перед читателем в виде настоящего "героя". С самого начала развития действия он кажется бессердечным и грубым человеком: в "Бэле", можно сказать, именно он разрушает жизнь молодой девушки; в "Максиме Максимыче" холодно встречается со стариком и тем самым отталкивает нас от себя; в "Княжне Мери" играет над чувствами неопытной княжны. Все эти действия Печорина раскрывают отрицательные черты его характера. Однако в "Фаталисте" он, жертвуя своей жизнью, смело бросается на казака-убийцу, тем самым помогая "властям" задержать преступника. Конечно, у него на это была своя причина — испытать судьбу — но несмотря на это Печорин действительно совершает героический поступок. Таким образом, в последний главе содержатся важные фрагменты для создания психологического портрета главного героя: читатель узнает о том, что Григорий Александрович верит в судьбу, ещё раз убеждается в конфликте персонажа с самим собой и в то же время убеждается в том, что он не лишён доброго начала. Обновлено: Опубликовал(а): Ekspert Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|