|
«Очарованный странник» — неоднозначная личность и праведник? (Лесков Н С)Эпиграф: «Праведники наибольшие суть те, которые согрешили» (В. Розанов) Произведение "Очарованный странник " написано Н. Лесковым в XIX веке, но до сих пор не потеряло своей актуальности. Читателей и литературоведов интересует история похождений главного героя и его личность. У многих, особенно находящихся в процессе чтения, возникает ощущение, что образ героя относится к отрицательным, а в книге — история жизни неприкаянного человека. Но так ли это? Если начать разбираться, то оказывается, что сам Н. Лесков считает своего персонажа праведником. А кому, как не автору, хорошо понимать героя? Меня заинтересовало значение этого понятия. В словаре дано следующее определение: праведник — человек, живущий праведной жизнью, то есть не грешащий против морали. Обратимся к тексту повести. Мать героя желала сына, но никак не могла родить, поэтому очень молила о нем Бога, обещав его как служителя церкви. В награду за молитвы сын дан, но Голован сопротивляется своему предназначению. Во время службы форейтором он спасает графа от смерти, тот дает возможность выбрать любую награду. Но вместо разрешения уйти в монастырь юный возница просит гармонь. Он не чувствует желания запереться в монастырь, отгородившись от мирской суеты. Нет, он хочет насладиться миром, пожить по-настоящему. В результате большая часть книги — жизненные испытания. Тут и бегство от хозяина с кражей коней, и плен у татар, и два убийства (монашка и Грушеньки). Но при этом герой не опускается, сохраняет духовную чистоту. Он русский, а "русский человек со всем справится", — говорит о нём князь, один из героев повести. Хочется обратить внимание на название произведения. Со словом "странник" всё понятно, на слове "очарованный" остановимся подробнее. Герой постоянно чём-то заворожен. Это буквально всё вокруг: природа, животные, музыка с песней, жизнь и культура других народов, любовь к девочке, женщине, приобщение к богу. У редких людей есть способность очаровываться, ведь это означает огромную любовь и благодарность к жизни во всех её проявлениях, умение видеть поэзию мира. Иван отмечает, что у него есть дар ладить с лошадьми. Лошади — независимые, характерные животные, не каждому человеку удается найти подход к ним. Сам он об этом говорит: "Лошадь умна, она чувствует, какой человек с ней обращается и каких он насчёт её мыслей. Меня, например, лошадь в этом рассуждении всякая любила и чувствовала". Любовь к животным, да ещё с отдачей от них, о многом говорит. Долгое время он считал лошадь "природы совершенством", но после знакомства с Грушей поменял свое мнение: "Женщина всего на свете стоит, она такую язву нанесет, а потом от нее излечит", "вот она где, настоящая красота, что природы совершенство". Таким образом, человек готов к изменению ценностей, его мировоззрение не стоит на месте и готово принять новое. Прихожу к выводу, что в образе Ивана Флягина Н. Лесков воплотил характер русского человека: страстность, готовность помочь, самоотверженность, он носитель высокой чести и народной восприимчивости к прекрасному. Перипетии жизни часто выбрасывают его из колеи, но он не теряет духовные ориентиры, продолжает опираться на веру в бога, которая от испытания к испытанию лишь усиливается. Причем испытания не только его собственные, он берет и чужие. В результате герой приходит к служению богу, когда чувствует готовность принять эту ответственность. В этом произведении автор затрагивает проблему духовного начала, поднимает вопрос о необходимости всегда оставаться Человеком, становиться лучше, преодолевая препятствия. После анализа я поняла, что Иван Флягин — яркий пример высоконравственного, праведного человека, который не сломался, а закалился, несмотря на огромное количество страданий. Обновлено: Опубликовал(а): Юлия Рекетова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|