|
«Век нынешний и век минувший» по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)Александр Сергеевич Грибоедов — личность многогранная и очень талантливая; поэт и драматург, музыкант и блестящий дипломат. Он всю свою сознательную жизнь яро отвергал все иностранное и активно боролся с ненужными принципами устаревшего общества. Возмущенный и оскорбленный аристократическим обществом, которое преклонялось перед иностранным гостем на приеме в Петербурге, А. С. Грибоедов в 1816 году создает комедию «Горе от ума». Она является ярким примером столкновения консервативного дворянского общества с миром новых людей. Здесь перед нами возникает картина раскола внутри дворянского сословия. Причина этого раскола — «дух времени», подъём свободомыслия. Два противоположных образа.
Отношение к крепостному праву. Чацкий возмущен несправедливым отношением власти к крепостным крестьянам. По его мнению, они такие же люди, как и все мы; имеют свои обязанности, которые добросовестно выполняют, но самое главное — они имеют права. Он абсолютно недоволен оскорблениями по отношению к ним, их унижением. Самое ценное, что у них есть — это жизнь.
А какого же отношение фамусовского общества к крепостному праву? А оно крестьян за людей совершенно не считает. Для него крепостные — это нелюди, на которых можно срываться, но ничего не получать в ответ. Оно безумно радо, что обладает большими правами, чем этот слой общества: Безродного пригрел <…> И будь не я, коптел бы ты в Твери. Отношение к идеалам. Ум, образованность и воспитание — вот что привлекает Чацкого в человеке. Он не любит тех, для кого идеалом выступают богатство и слава. Для него важна человеческая душа, а не то, что находится снаружи, и не то, что имеет этот человек. Чацкий не может принять устаревший, но твердо установившийся идеал — богатая и известная личность, которую просто боготворит «век минувший»: А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных… Для фамусовского общества идеалом выступает человек, умеющий льстить, подчиняться и подстраиваться под других. И, конечно же, важна: здесь не душа человека, а его чин, богатство и слава: Желал бы зятя он с звездами, да с чинами. Отношение к просвещению, образованию. Чацкий очень внимательно относится к образованию: невозможна нормальная жизнь при его отсутствии. Умный человек ценится во все времена: И точно начал свет глупеть. Фамусовское общество яро выступает против просвещения. Для них наука — это сущее зло, образование отрицательно влияет на самого человека, на его жизнь и здравый смысл: …Уж коли зло пресечь: Собрать все книги бы, да сжечь. Отношение к богатству и чинам. Чацкий отрицательно относится к службе. Он понимает, что каждый чин достигается не честным путем, а с помощью лести и умением подстроиться под другого человека. Пропало истинное желание воевать за Родину. Теперь всё уже не так, и служба лишь губит личностные качества:
Отношение к любви, браку, счастью. Для Чацкого нет ничего важнее, чем любить и быть любимым. Среди всего этого общества с его устаревшими принципами только сильный человек остается действительно счастливым: Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия М Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|