|
Вы здесь: Критика24.ру › Жуковский В. А.
Подробный анализ элегии «Море» (Жуковский В. А.)
При рассмотрении формальной композиции, прежде всего, обращаются к «рамке». В стихотворении В. А. Жуковского она включает в себя подзаголовочный комплекс, т. е. заглавие и подзаголовок. Заглавие — это название самой элегии, т. е. «Море». Предполагаю, что заглавие относится к такому типу как место действия; поскольку в стихотворении мы видим следующие строки: Стою очарован над бездной твоей… Лирический герой именно в данный момент времени пребывает наедине с морем, он наслаждается им; и вряд ли бы с такой красотой, силой описал бы свое внутреннее состояние человек, пытающийся «построить» эту картину, это море лишь в своем воображении. Подзаголовок имеет жанровый характер — «элегия». Это означает, что для поэта было важно становление и утверждение данного жанра. Подзаголовок также ориентирует на определенную тональность восприятия текста; а мы знаем, что элегия — это стихотворение грустного содержания; его тональность — печальная. Следующим элементом формальной композиции является объем. Известно, что все элегии Василия Андреевича большие по объему. Так, например, «Сельское кладбище» включает в себя 140 строк; «Вечер» — 93 строки; «Славянка» — 144 строки; «На смерть фельдмаршала графа Каменского» — 28 строк; «На кончину Ея Величества королевы Витермбергской» — 200 строк, «Море» — 28 строк. Таким образом, мы видим, что элегии «На смерть фельдмаршала…» и «Море» составляют исключение, поскольку состоят только из 28 строк. Элегия «Море» написана четырехстопным амфибрахием. Здесь также следует отметить ещё одну особенность данного стихотворения — это его астрофичность. Все перечисленные выше элегии строфичны, т. е. делятся на строфы. Так, например, «Сельское кладбище» состоит из 35 строф, «Вечер» — из 23, «Славянка» — из 36. Завершая описание формальной композиции, необходимо отметить наличие вопросительных знаков и многоточий в данном стихотворении, что говорит об эмоциональном синтаксисе. Как уже было сказано, элегия — это стихотворение грустного содержания; в его основе лежат переживания. Однако у В. А. Жуковского эти переживания имеют реальный характер. Так, «Море» посвящено Марии Протасовой: поэт был влюблен в свою племянницу; и эта любовь была взаимна. Василий Андреевич всякими путями пытался добиться разрешения жениться на ней, однако мать Марии была непреклонна, ведь её дочь и В. А. Жуковский — родственники. Соответственно, основу элегии «Море» составляет переживание о несбыточной любви, о несбыточном счастье, о невозможности соединиться двум любящим сердцам. Переживание лирического героя разворачивается в пространстве и времени. Поэтому следующий элемент содержательной композиции, к которому следует обратиться — это хронотоп, т. е. организация пространства и времени. В данном стихотворении представлен такой вид времени как время художественное, т. е. время лирического героя: Стою очарован над бездной твоей… Описание происходит в данный момент времени; в тот миг, когда герой наслаждается морем. Мы знаем, что излюбленное время элегий поэта — это угасающий день, вечер. Однако в стихотворении «Море» не указано определенное время суток; мы лишь можем предполагать, когда находился наедине с природой лирический герой: утром, днем или же, может, вечером. Что касается пространства, то оно здесь горизонтальное и открытое. Сложность состоит в определении его динамичности и статичности.
Обилие глаголов и создает этот динамизм. Предмет изображения элегии — внутренний мир человека. Лирический герой в данном стихотворении одинок, уединен. Он находится в состоянии задумчивости. И поскольку здесь герой как бы погружается, уходит в себя, то данная элегия является медитативной. Особое внимание следует уделить пейзажу элегии и поэтическому слову В. А. Жуковского. Для этого я бы хотела обратиться к работе Григория Александровича Гуковского «Пушкин и русские романтики». Советский литературовед и критик отмечает, что искусство не должно изображать природу; оно призвано передавать лишь те чувства, то внутреннее состояние человека, «для которых внешняя природа является лишь условным возбудителем». Поэтому пейзаж у Василия Андреевича носит субъективный характер и, как говорил Александр Николаевич Веселовский, «изображение природы у Жуковского — это «пейзаж души». Создается этот пейзаж по-особому, за счет особых слов поэта. У В. А. Жуковского слово — это не просто слово, «а целая тема». Особенность слова поэта состоит в том, что в нем на первый план выходят «эмоциональные обертоны», его дополнительные значения. В работах Василия Андреевича преобладают качественные эпитеты — это те эпитеты, которые теряют свою прикрепленность к существительному и приобретают некую самостоятельность. Обратимся к самому тексту стихотворения. Находим качественный эпитет «сладостный» (также отмечу, что это слово, по Г. А. Гуковскому, один из признаков романтизма): в данной элегии это не то же самое, что и сладкий (это мы увидим, если обратимся к словарю); здесь дополнительное значение выходит на первый план — это доставляющий удовольствие, наслаждение именно душе лирического героя. Поэт также использует олицетворение:
В эти строках словно сам Василий Андреевич: «земныя неволи» — невозможность быть со своей любимой вместе; его огорчает, он не хочет так жить. Мария Протасова для него — это небо: с ней он безмолвен, спокоен; когда же нет её рядом, он бушует, терзается. «Чем дышит твоя напряженная грудь?..»: напряженный здесь — это описание внутреннего состояния; отягощает поэта его печальное положение. Из художественных средств также можно отметить следующие эпитеты: «безмолвное море», «лазурное море», «глубокую тайну», «враждебную мглу» и другие. Следует также отметить анафору:
помогает точнее передать внутреннее состояние героя. Здесь есть и антитеза: ясное небо — тёмные тучи. Все вышеупомянутые средства выразительности показывают, что при описании пейзажа объективное поглощается субъективным; и, действительно, пейзаж у В. А. Жуковского — это «пейзаж души». Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия М Внимание! Спасибо за внимание.
|
|