|
Своеобразие военной лирики В. С. Высоцкого (ЕГЭ по литературе)Несмотря на жанровое и тематическое разнообразие литературы о войне, проблематика произведений данного направления имеет общий характер: изображение трагедии войны, размышление над проявлениями героизма предательства, описание стойкости и мужества обыкновенного человека. И всё же военная лирика В. С. Высоцкого имеет свои особенности. Рассмотрим их на примере самых известных произведений поэта: «Он не вернулся из боя», «Сыновья уходят в бой», «Братские могилы», «Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог», «Звёзды». Все стихотворения Высоцкого о военном времени написаны от первого лица, потому что лирический герой — это обычный человек, солдат. Именно поэтому стихотворения лишены пафосного звучания, но полны жизненных наблюдений и мудрости. Без всякого геройства погибший солдат в стихотворении «Звёзды» говорит: "Звёзд этих в небе — как рыбы в прудах, // Хватит на всех с лихвою. // Если б не насмерть, ходил бы тогда// Тоже героем. " Впечатления от увиденного на войне, пережитого осмысливаются лирическим героем. Убийство человека на войне — обычное дело. Но не для героя стихотворения «Он не вернулся из боя». В первой строфе виден контраст переживаний героя по сравнению с равнодушной природой, которая, в отличие от человека, не чувствует го- речи утраты друга: "Почему всё не так? Вроде — всё как //всегда: То же небо -опять голубое, // Тот же лес, тот же воздух и та же вода. . . // Только он не вернулся из боя. " В последующих строфах лирический герой пытается понять, что значил для него погибший товарищ. Вывод, к которому он приходит, заключается в том, что их было двое, двое как одно целое: " То, что пусто теперь, — не про то разговор: Вдруг заметил я — нас было двое. . . // Для меня — будто ветром задуло костёр, // Когда он не вернулся из боя. " Выполняя трудную военную работу, герой отмечает, что душа человека не грубеет, не черствеет, к потерям военного времени невозможно привыкнуть: " Где ты, Валя Петров? — что за глупый вопрос:// Ты закрыл своим танком брешь. // Ну а в сводках прочтём: враг потери понёс, // Ну а мы — на исходный рубеж. " («Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог») Высоцкий показывает своего солдата в разных ситуациях: вот он идёт в атаку в штрафном батальоне, теряет своих боевых товарищей, сам погибает в горящем самолёте, во время боя в пехоте. Главное для поэта донести до читателя мысль, что война обогащает внутренний мир человека горьким опытом, приводящим впоследствии к переоценке ценностей. Смерть на войне приобретает высокое значение смерть ради жизни: "Вот кто-то, решив: «После нас хоть потоп», // Как в пропасть шагнул из окопа. // Ая для того свой покинул окоп, // Чтоб не было вовсе потопа. // Сейчас глаза мои сомкнутся, // я крепко обнимусь с землёй. // Мы не успели, не успели, не успели оглянуться// А сыновья, а сыновья уходят в бой!" («Сыновья уходят в бой») Но самая главная особенность военной лирики Высоцкого заключается в том, что он не был поэтом-фронтовиком. Многие не могли в это поверить. Казалось, что так правдоподобно о войне мог написать только её участник. Поэтому иногда поэт получал такие письма: «. . . Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей?», «Здравствуй, Володя! После того как тебя ранило осколком мины, я воевал ещё год. . . » Сам Высоцкий так объяснял своё обращение к теме войны: «Пишу песни о войне, конечно, не ретроспекции, а ассоциации. Если вы в них вслушаетесь, то увидите, что их сегодня модно петь, что люди из тех времён, ситуации из тех времён, а, в общем, и идеи, и проблемы наши, нынешние. Обновлено: Опубликовал(а): Островская Дария Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|