|
Жанрово-композиционное своеобразие и образное звучание поэмы «Реквием» пример (Ахматова Анна)Поэма «Реквием» - это величайшее произведение, созданное русской поэтессой Анной Андреевной Ахматовой. Она прошла сквозь тяжёлые годы сталинских репрессий: время голода, ужаса, арестов и смертей. Несмотря на уговоры друзей уехать из страны, Анна оставалась со своим народом. Реквием – это заупокойная месса, католическое богослужение по умершему. Ахматова неслучайно выбрала такое название. В своей поэме она описывает не только личную трагедию, но и горе всех русских женщин: тех жён, матерей, сестёр, что стояли с ней вместе семнадцать страшных месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. «И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ…» Поэма имеет лиро-эпический жанр. Так, описание страданий и переживаний поэтессы и всего народа составляют лирическую часть произведения. А точные данные о поре сталинских репрессий – эпическую часть. «Реквием» состоит из десяти стихотворений, написанных в разное время. Поэтому, читая произведение Ахматовой, создаётся впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями. Первые две главы «Посвящение» и «Вступление» являются прологом поэмы. Благодаря им, мы понимаем, о чём пойдёт речь в данном тексте. Автор характеризует пространство и время: это тюремные очереди и годы «ежовщины». Поэма имеет особое музыкальное строение: здесь и «ключей постылых скрежет», и тяжёлые шаги солдат, и громыхание «чёрных марусь». Последующие четыре стиха представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времён и горем поэтессы. Счастливая молодость, арест близкого человека, дни невыносимого одиночества… «Эта женщина больна, Эта женщина одна, Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне» Сюжетный центр поэмы – пятая и шестая главы. В них описаны терзания бедной матери о скорой смерти сына, её крик, мольба о пощаде, страх перед неизвестностью. «Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой» В следующих стихах «Приговор» и «К смерти» продолжаются материнские терзания, но теперь ей уже известен страшный приговор. Отчаявшаяся женщина взывает к смерти в любом её проявлении: «Ворвись отравленным снарядом Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит, Иль отрави тифозным чадом» В «Распятии» всё сменяется трагической тишиной. Эту главу можно назвать философским центром поэмы. В ней Ахматова соотносит трагедию с евангельским сюжетом. Проводит параллель между матерями, потерявшими своих детей, и Богоматерью. Мы можем услышать голос Иисуса, но не слышим голос матери. Нет таких слов, способных передать её состояние, непомерное горе, бессилие при виде страданий и смерти сына. «А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел…» Эпилог возвращает нас в настоящее время, в тюремную очередь в «лютый холод», в «июльский зной». Во второй части «Эпилога» Ахматова упоминает тему памятника, но не обычного, а передающего весь трагический облик России в то время. Поэтесса желает, чтобы этот памятник стоял у Тюремной стены, где когда-то она и тысячи тысяч матерей ждали свидания с сыном, братом, мужем… «А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов» Подводя итог, можно сказать о том, что «Реквием» - это поэма о всенародном горе, о событиях, которые никем и никогда не могут быть забыты. Обновлено: Опубликовал(а): Дмитривна Евгенка Внимание! Спасибо за внимание.
|
|