Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Роль справедливости и правды в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)

Что, как не “Преступление и наказание”, заставляет человека размышлять о жизненных истинах. Произведение построено на описаниях размышлений, чувств, страхов, мучений, благородных порывов и наоборот гнусных поступков его героев. За счет такой сюжетной структуры у читателя начинают всплывать большое количество вопросов, решение и анализ которых одновременно играют ключевую роль в судьбе главного героя: это вопросы гуманности, любви и веры, а в большей степени — справедливости и правды.

В первую очередь стоит рассмотреть статью Раскольникова.

Раскольников пишет о подразделении людей на тех, кто имеет “право” на убийство, и на тех, кто, собственно, ущемлен этим “правом”, а также у него там идет речь об обоснованности совершения преступлений во имя блага. В рамках этой теории справедливость достигается за счет жизней других. Получается, что если у человека есть абсолютно благая цель, и на его пути кто-то стоит, нарушение в этом случае закона не является отрицательным поступком, и правда в итоге оказывается на стороне преступника. Раскольников, совершая преступление, действовал во имя теории, стремился доказать себе, что он сможет для изначально задуманного “благого дела” хладнокровно убить, но его ожидания не оправдались. Такой образ мышления явно не приветствуется автором, и впоследствии борьба героя за справедливость оборачивается тяжелыми душевными мучениями.

К тому же для раскрытия темы справедливости и правды стоит отметить противостояние Раскольникова и Порфирия Петровича. Ясно, что Порфирий Петрович, будучи полицейским, стоит на стороне закона, то есть на стороне справедливости, и Раскольников — его антипод. Но из-за контекста произведения позиция всегда побеждающего правосудия не располагает читателю: во-первых, главный герой романа не является “обычным” преступником (с точки зрения своей теории), а во-вторых, читателю известны все те мысли, чувства и мнения, сложившиеся у него после своего поступка, в результате чего скверность преступления уходит на второй план, а переживания и мучения героя — на первый. То, что казалось всегда ужасным и гнусным, находит у читателя в душе оправдание, а то, что считается правильным и гуманным, им осуждается. Тем самым справедливость и правда в лице любящего закон Порфирия Петровича смешанная с его хитростью, язвительностью и умом приобретает отрицательный характер, а Раскольников — не такой уж и плохой.

Но в итоге правда и справедливость находит в себе более доброго, светлого поклонника, человека, который верит в них не во имя закона, а из-за своей искренней веры в Бога- Соню. Будучи христианкой, Соня всегда была и будет за восторжествование справедливости и правды, но не перед судом, а перед самим собой и перед Богом. Героине важно, чтобы человек сам мог осознать до конца сущность своего поступка. Она сама, например, смирилась со своей участью и со своим поступком и теперь будет осознанно нести свой крест всю жизнь. Такой подход к жизни ей кажется самым правильным, потому ей всегда хотелось, чтобы Раскольников в себе нашел силы сознаться в своем деянии, чтобы он смог понять надобность раскаяния, чтобы он вышел на правильный, христианский путь, на котором превалирует идея вечной искренности и правдивости.

Достоевский в своем романе очень подробно и необычно раскрывает тему справедливости и правды. Разносторонность, неоднозначность и противоречивость событий и героев в романе побуждают поразмышлять о роли справедливости и правды в своей жизни, засомневаться в собственных моральных устоях и поискать в себе силы следовать тому, во что веришь.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.