|
Может ли честь противостоять бесчестию? (Итоговое сочинение (декабрьское))Ещё со времен образования общества понятие о чести было заложено в национальном сознании, нравственном кодексе каждого гражданина. Но в основе патриотической готовности человека броситься на защиту чести Отечества находятся прежде всего его моральные принципы. Честь - яркий свет во внутреннем храме каждого человека, который, подобно голосу ангела, направляет его на верный путь. Честь понимается как достойные уважения и гордости моральные качества настоящей личности. Без нее не было бы самостоятельной цельной натуры, способной противостоять лжи, предательству и лицемерию. Без понятия о моральных ценностях человек потерял бы способность действовать согласно законам справедливого и уравновешенного мира. На жизненном пути перед нами встаёт выбор: следовать мудрой мелодии внутреннего храма или подчиняться эгоизму. Одним из произведений, где герой наделён высокими моральными качествами, способными противостоять бесчестию, является повесть Пушкина "Капитанская дочка". Дом Петруши Гринёва - могучая высоконравственная крепость, где воспитывается порядочность, честность, верность слову. Отправляясь к месту службы, Пётр получает от отца наказ, ставший для него нравственным идеалом: "Береги честь смолоду". На всём жизненном пути у Петра Гринёва было два надёжных посоха: нравственная чистота и верность присяге, воинскому долгу. Противостояние чести бесчестию находит отражение в поединке Гринёва и Швабрина. Желая отомстить Маше за отказ выйти за него замуж, Швабрин клевещет на девушку. Он переступает через простые человеческие нормы в угоду своим корыстным желаниям. Жестоко задушив в себе совесть, он оголяет перед всеми эгоизм, подлость, самолюбие. Гринёв же, имея представления о том, что справедливо и несправедливо, может постоять за честь оскорбленной девушки. Умение сочувствовать и готовность к бескорыстной помощи Гринёва побеждает подлые намерения Швабрина. Пётр доходит до вершины нравственного воспитания, когда перед ним встаёт вопрос жизни и смерти: продать воинскую честь Пугачёву и сохранить себе жизнь или умереть, оставшись верным воинской присяге. В этом сложном решении Гринёв делает выбор в сторону сохранения своего достоинства и чести Отечества. Ведь если ты то, что ты имеешь, и то, что ты имеешь, потеряно, то кто же тогда ты? Даже когда Гринёву грозит смертная казнь, он не раскрывает имени своей возлюбленной, предпочитая смерть бесчестию. Для него достоинство и честь - священный алтарь, уничтожение или оскорбление которого сравнимо с глубоким моральным падением. Наиболее ярко показано проявление чести на фоне невежества и безнравственности в произведении Куприна "Поединок". С первых страниц повести автор ставит читателя перед жестокой реальностью: армия уничтожает самое простое представление о морали, обесценивает человеческую жизнь. В армии царствует порядок подчинения, уничтожается правильное понятие о справедливости и человеческом достоинстве. Человек становится пушечным мясом, специально подготовленным для игры в бесчестную, подлую, зверскую войну. На фоне картины бесчестия выделяется фигура Ромашова. Столкновение человека и офицера, осознание того, что противоестественно и античеловечно, проявляется имеенно в нем. В лице Ромашова автор показывает идею ценности, морали в эпоху сверхкорыстных интересов, карьеризма и бесконечной погони за деньгами. В герое просыпаются доблестные чувства, он готов бороться за возрождение нравственных устоев и защиту человеческого достоинства. Он останавливает Бек-Агамолова в отчаянном необдуманном желании убить девушку в минуты негодования. Он спасает друга от бесчестия и роковой ошибки. Защищая татарина, не знающего русского языка, от наказания полкового командира, он защищает человеческие права и свободы. Неравнодушный к тяжелой солдатской судьбе, Ромашов понимает трагедию солдата, подавленного произволом начальства, рабством и общим невежеством. Выход своим чувствам он находит в сострадании больному изуродованному Хлебникову. Ромашов открыл в себе настоящего человека в процессе проявления чувства справедливости, честности, мужества и лишь на вершине нравственного воспитания он находит выражение всех своих самых высокий стремлений и возможностей. И поо этим достижениям можно судить о благородстве и душевной наполненности человека. В нашей жизни главенствующее место занимает внутренняя борьба чести с бесчестием. Честь олицетворяет добропордочность, доблесть, показывает торжество справедливости. Без чести, как без главного нравственного ориентира, не было бы настоящего человека, а осталась бы равнодушная, бессмысленная, пустая оболочка, и не понеслось бы стройным клином по чёрно-белому полотну жизни все огромное человечество. Честь - орудие высших сил, которое дано, не чтобы судить, а чтобы весь мир был спасен через него. Обновлено: Опубликовал(а): dasha99-2017 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|