|
Вы здесь: Критика24.ру › Сочинение на свободную тему
Отличие человека от других живых существ (Сочинение на свободную тему)Уже само слово "человек" содержит, как пишет Макс Шелер, коварную двусмысленность. С одной стороны, оно указывает на особые морфологические признаки, которыми человек обладает как вид Homo sapiens, род гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих. С другой стороны, то же самое слово "человек" обозначает в обыденном языке всех культурных народов нечто совершенно иное, предельно противоположное понятию "животное". Основные морфологические и генетические различия: вертикальное положение человека, иное функционирование рук и ног, особая форма черепа и позвоночника, отсутствие сплошного волосяного покрова. Но вместе с тем анатомия и физиология человека в значительной степени сходны с анатомией и физиологией других млекопитающих, особенно высших обезьян — шимпанзе, гориллы, орангутанга. Сходство ядерных генов у человека и шимпанзе составляет 98,2%. Так что всё биологическое различие человека от них держится всего лишь на 1,8% проценте. Вместе с тем, в биологической природе не заложена неизбежность обладания им подлинно человеческих качеств. Подтверждением этому служат известные примеры того, что дети, выросшие вне общества, так и не смогли стать полноценными людьми. Каковы же подлинно человеческие качества, отличающие его от животных? Современные исследования говорят о том, что высшие животные имеют сходные с человеческими органы восприятия, переживают эмоции. Животные удерживают в памяти образы, полученные через органы чувств, способны связывать их между собой и приобретать таким образом новые навыки. Наблюдения за обезьянами позволили ученым утверждать о наличии у животных интеллекта. Но если животному присущи и сознание, и интеллект, то отличается ли вообще человек от животного не просто по степени развития этих способностей, а качественно? Да, человек обладает абстрактным мышлением, животное — лишь практическим мышлением. У животных (по крайней мере, у высших животных), в отличие от растения имеется сознание, но у него, как заметил уже Лейбниц, нет самосознания. Разумеется, животное знает, но оно безусловно не знает о своем знании. Человека же отличает наличие самосознания или рефлексии. Человек отличается от других существ тем, что он является личностью. Животное не выделяет себя из среды, в которой оно живёт. Человек же может дистанцироваться от самого себя, посмотреть на себя со стороны. Человек как личность, в отличие от животного, определяет свое отношение к ситуации, в которой он оказался, к миру, в котором он живёт, даже к собственной природе — к своим потребностям, характеру, внешности, полу. Животное привязано к жизненной действительности, никогда не познавая её предметно. Человек же благодаря способности дистанцирования может построить объективную картину мира, которая отражает мир таким как есть, независимо от его чувств, потребностей и состояний. Человек как рефлексирующее существо создает новый мир — мир культуры, мир фантазии, вымысла, философии, литературы, математики, логики. Эта область реальности, в которой мы развиваемся, закрыта перед животным, оно не может туда вступить. Это не простое изменение степени, а изменение природы и сущности. Практически во всех культурах встречает мотив незавершенности человека, необходимости его «доделывания». Дело в том, что поведение животного определяется инстинктами, которые заданы генами. Животное рождается на свет, будучи наделённым богатым набором инстинктов, которые обеспечивают заранее и даже с запасом его приспособленность к среде обитания. Чем выше организовано животное, тем более гибким, пластичным является его поведение. У высших приматов можно даже наблюдать определенный уровень интеллекта — использование мышления для достижения желаемых целей. Т. е. животное способно выйти за пределы своих инстинктов, но всё же в основном жизнь животного подчиняется биологическим законам. Можно сказать, что животное с самого начала получает свою сущность в законченном виде. Человека же природа помещает в мир незавершённым — его инстинкты ограничены, его непосредственная приспособленность к среде обитания снижена. Но вопреки этому человек оказывается в состоянии существовать и даже расширять границы своего существования. Поведение человека гораздо более вариативно. Он может вести себя "по мерке любого вида", как отметил К. Маркс. Наконец, животное само приспосабливается к среде, человек же преобразует среду под свои потребности. За 15 миллионов лет, прошедших с появления на Земле антропоидов (человекообразных обезьян), они не предприняли ни малейшей попытки улучшить условия жизни. Обновлено: Опубликовал(а): Mariya271199 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|