Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Общая характеристика экзистенциализма (Сочинение на свободную тему)

Экзистенциализм — это философское направление, возникшее накануне 1 мировой войны в России (Бердяев, Шестов). После 1 мировой в Германии (Хайдеггер, Ясперс), в период 2 мировой во Франции (Сартр, Марсель, Камю) и в Италии (Аббаньяно). Пик влияния приходится на годы после 2 мировой и продолжается до конца 60-х годов. Корни экзистенциализма уходят в ХIХ век, к философскому учению датского философа Сёрена Кьеркегора (1813 - 1855).

Проблема человека для экзистенциалистов — это главная проблема философии. Само название этого направления выражает его программу: заменить классическую философию сущностей (essentia) философией существования (existentia). Задача философии не в создании неких абстракций, а в анализе проблем, стоящих перед человеком в его повседневной реальной жизни. Философия должна дать человеку надежные ориентиры в жизни.

Проблемы человеческого существования (свобода, ответственность, страх, смысл жизни) представлены экзистенциалистами в пессимистических тонах.

В своих философских и художественных произведениях они рисуют трагическую ситуацию современного человека. Это связано с политическими катаклизмами ХХ века — революциями и мировыми войнами.

В экзистенциализме выделяют два крыла: религиозное (Бердяев, Шестов, Марсель, Ясперс) и атеистическое (Хайдеггер, Сартр, Камю). Экзистенциализм — это сложное и абстрактное учение. Хотя экзистенциалисты

протестовали против философских абстракций, их собственные философские сочинения трудны для понимания ничуть не меньше, чем классические произведения философии. Их художественные произведения понять также нелегко.

Экзистенциализм вырастает как оппозиция неопозитивизму, который призывал вообще отказаться от постановки мировоззренческих проблем как бессмысленных вопросов. Центральный вопрос метафизики — вопрос о бытии — с точки зрения позитивистского принципа верификации лишен смысла, поскольку на него невозможно дать эмпирически подтверждаемый ответ. Экзистенциализм не просто восстанавливает проблему бытия, возвращаясь тем самым к метафизике. Он переносит центр тяжести проблемы бытия с объекта на субъект. Экзистенциализм хочет понять бытие, но не как бытие вообще, а как бытие-в-мире, непосредственно переживаемое человеком.

Самым важным для человека вопросом, согласно Хайдеггеру, является вопрос о бытии — ведь человек не только есть, но он еще и определенным образом относится к бытию. Именно это отличает человеческое бытие (Dasein) от всякого иного бытия, от вещественного бытия в первую очередь. Хайдеггера, например, совершенно не интересовала объективная реальность.

Бытие не есть ни внешний мир, данный нам в восприятиях, ни тем более теоретическая конструкция, которую предлагает разум. В отличие от классической философии здесь под бытием понимается бытие человеческой личности, экзистенция. Человеческое бытие уникально, дано непосредственно, невыразимо в понятиях.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.