Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17. Почему Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержательные монологи в пьесе? По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)

В комедии «Горе от ума», написанной в первой половине 19 века, поднимается множество важных проблем, одной из которых является противостояние поколений, конфликт «отцов и детей». В своей критической статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров писал, что данная пьеса А. С. Грибоедова обладает уникальной актуальностью, ведь и Фамусовы, и Чацкие, прошедшие через века, присутствуют и в нашем обществе. Так, критик обращал внимание, что «Горе от ума» пережило многие шедевры русской литературы и не потеряло своей жизненности до сих пор.

Нельзя не согласиться с этим мнением, ведь герои, представляющие «век нынешний и век минувший», запоминаются нам не только своими универсальными характеристиками, находящими отражение в каждом поколении, но и своими рознящимися взглядами на жизнь.

Автор знакомит читателя с крайне интересными героями, каждый из которых обладает уникальными качествами, именно поэтому мы сразу может идентифицировать положительных и отрицательных персонажей. Так, Александр Чацкий, являющийся представителем молодого поколения, вступает в конфликт с наиболее ярким членом старого общества — Павлом Фамусовым. Нам нетрудно проследить их противоположные взгляды на службу и повышение чина, на образование, любовь, честность, светское общество. С самого появления Чацкого в повествовании представители «фамусовского» общества испытывают к нему неприязнь и отторжение: Софья – игнорирует его вопросы о личной жизни, её отец — пытается доказать герою свою консервативную точку зрения. Становится понятно, что завязка комедии — монолог Чацкого, говорящего о значимости передового мышления и отрицающего умение «прислуживаться». Мы понимаем, что именно этот герой олицетворяет «врага исканий», о котором он упоминает в монологе «а судьи кто?».

Говоря о «противнике» Чацкого, достаточно вспомнить один из его монологов, касающийся дел на ближайшее будущее: Фамусов невзначай вспоминает, на какие светские мероприятия он должен успеть, а его верный слуга Петруша, которого «пожурили» за разодранный локоть, отмечает даты в календаре. Размеренность представителя «века минувшего» выражается в словах: «Читай не так, как пономарь // А с чувством, с толком, с расстановкой», Фамусов не гонится за модой, ведь его фамилия давно знакома всем членам светского общества, он — желанный гость на званых ужинах и прочих мероприятиях. Другой монолог, в котором Павел Афанасьевич говорит об умении «подслужиться», иллюстрирует сухость и безнравственность фамусовского общества: упоминая дядю Максима Петровича, который дослужился до высших чинов благодаря услужливости и хитрости. Становится понятно, что «век минувший» — «глупый свет», который не обладает желанием достигать поставленных целей честно и иметь собственное мнение.

Таким образом, Грибоедов показывает противопоставленные монологи Фамусова и Чацкого с целью проиллюстрировать огромную пропасть между взглядами двух поколений. Автор дает читателю понять, что в этом поединке не обойдется без жертв, но именно они послужат началом новой эпохи, представителем которой был Александр Чацкий.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.