Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ главного героя и традиции романтизма в творчестве М. Ю. Лермонтова по поэме «Мцыри» (ЕГЭ по литературе)

В России романтизм как литературное направление сложился к 20-м годам XIX столетия и развивался в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Для романтической традиции характерна первоочередная ценность человека, его личности, поэтому писатели акцентировали свое внимание на изображении внутреннего мира героя. Одним из последних произведений, созданных в духе романтизма, стала поэма Лермонтова «Мцыри», написанная в 1839 году. Это произведение можно считать классическим образцом романтической поэмы, поскольку в нем воплощены все черты данного художественного метода.

«Мцыри» носит исповедальный характер, поэтому обо всех мыслях и чувствах героя мы узнаем от него самого.

Такая форма изложения была выбрана Лермонтовым не случайно. Жанр исповеди, один из самых популярных в традициях романтизма, позволяет раскрыть глубины человеческой души, придав рассказу искренность и эмоциональность.

Другой важной чертой романтического направления является конфликт героя с окружающей действительностью. Мцыри, увезенный из родного кавказского села в раннем возрасте, не может смириться со своим пребыванием в монастыре. Он сравнивает его с заточением в тюрьме: «На мне печать свою тюрьма оставила…». Юноша томится в стенах обители святой. Сердце его неспокойно, а мятежная душа рвется на волю.

Ярко выраженное противоречие между идеалом и действительностью также отсылает нас к традициям романтизма. Михаил Лермонтов воплотил в поэме принцип «двоемирия». Мир реальный, в котором живет Мцыри, противопоставлен миру идеальному, о котором мечтает главный герой, к которому он стремится всей душой. Реальность представляет собой страдания, тоску, тревоги юноши, находящегося в неволе. Идеальный мир Мцыри видит за стенами монастыря: этим обусловлен его порыв к свободе и желание «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».

Мцыри одинок, чужд миру людей, он презирает свое окружение. Родство герой чувствует лишь с природой. Он подмечает каждый звук, каждое дуновение ветерка, малейшие детали животного и растительного мира. Мцыри слышит «крик шакала», замечает блеск гладкой змеиной чешуи, любуется «кудрями виноградных лоз». Ему чудятся «волшебные, странные» голоса, ведущие речь «о тайнах неба и земли». Юноша настолько внимателен и чувствителен к природе, что сквозь прозрачную синеву небесного свода его «прилежный взор» может отследить «ангела полет». Такие черты характера Мцыри определяют его как романтического героя.

Но самой большой любовью для юного послушника монастыря была «одна — но пламенная страсть», которая, «как червь», жила в нем, «изгрызла душу и сожгла». Этой страстью была ничем не искоренимая любовь Мцыри к родине. В своей исповеди герой с теплом и нежностью вспоминает «отцовский дом», родной аул. Картины прежней счастливой жизни бережно хранятся в памяти юноши. Для Мцыри его «мирный дом», спокойствие родного села и есть тот самый идеал, которого он стремится достичь. Герой и не подозревает, что Кавказская война нарушила размеренное течение жизни. Он идеализирует свою родину и рвется к ней душой. Страстная натура Мцыри также обнаруживает в поэме черты романтизма.

Мцыри — герой-боец, протестующий против насилия над личностью. Он не смиряется с обстоятельствами, а восстает против них. Жаждущий воли герой убегает из монастыря. Беглец говорит, что лишь в эти три дня, проведенные вне стен обители, он по-настоящему жил. Пылкое сердце вело юношу прочь от заточения, навстречу мечте — родному Кавказу. Но в дороге Мцыри встречает барса, с которым вступает в бой. Герой получает ранения, из-за которых больше не может продолжать путь. Эта схватка с барсом — аллегоричное столкновение мира идеального с миром реальным. Сам зверь символизирует невозможность реализации желания Мцыри достичь идеального мира, гармонии и спокойствия. Злая судьба посмеялась над героем — он вновь вернулся к своей «тюрьме»:

И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда.

Однако даже потерпев неудачу в попытке побега, гордый бунтарь не покоряется року. Он по-прежнему рвется душой в родные края. Даже перед смертью Мцыри посылает привет Кавказу, желая, чтобы его похоронили в саду, откуда видны снежные вершины «милой страны»:

Там положить вели меня.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Таким образом, М. Ю. Лермонтов создает в своей поэме образ героя, отвечающий всем чертам романтического произведения. Мцыри – глубоко чувствующая личность с сильным характером и гордым нравом. Он противостоит судьбе и бежит от реальности в поисках свободы и идеала. Мотив изгнанничества, одиночества, отчужденности героя, находящегося в конфликте с действительностью, подчеркивает дух романтизма. Поэт также создал в поэме принцип «двоемирия», подчеркнув противоречие между идеальным и реальным мирами, от которого так страдает главный герой. Трагедия Мцыри заключается в том, что он нигде не смог обрести покой — ни в монастыре, то есть в настоящем, ни в «идеальном» в его представлении мире.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.