|
Каким образом выражена авторская позиция в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»? (ЕГЭ по литературе)Комедия «Ревизор» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1835 году. Это произведение – беспощадная сатира, обличающая все пороки общества того времени. Писатель рисует комичные образы жителей российского уездного города, однако вдумчивый читатель слышит «смех сквозь слезы»: Н. В. Гоголь указывает на удручающее положение дел в стране, на нравственное и духовное разложение общественности. Единственным «честным, благородным лицом» в комедии, по словам писателя, является смех. Именно он помогает автору выразить свою позицию. Уездный город, в котором разворачивается действие комедии, пребывает в плачевном состоянии: «На улицах кабак, нечистота!», «…возле забора навалено на сорок телег всякого сору» – словом, кругом разруха, грязь, неустройство. В городских учреждениях тоже нет никакого порядка: в богоугодных заведениях «по всем коридорам несет такая капуста, что береги только нос», «в самом присутствии высушивается всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник», на почте распечатываются и читаются «из любопытства» все письма, полицейские пьянствуют, «в передней … сторожа завели домашних гусей», а учителя внушают юношеству «вольнодумные мысли». Что уж говорить о самих чиновниках! Все, начиная с городничего и заканчивая помещиками, не брезгуют взятками (судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки даже борзыми щенками). В городе процветают мошенничество и раболепство, лицемерие и сплетничество, пьянство и праздность. Все чиновники – необразованные, недалекие в своем развитии, притом крайне жадные, корыстные, мелочные люди. Они злоупотребляют своим положением и не исполняют своих прямых служебных обязанностей. В таком виде жителей города настигает «пренеприятное известие» – приезд ревизора из Петербурга. Осознавая все безобразие, творящееся в городе, чиновники от страха принимают за ревизора проезжего повесу – Ивана Александровича Хлестакова. Комично описывается автором сцена встречи городничего и молодого человека: оба поначалу боятся друг друга, но затем начинают использовать взаимное недопонимание в своих целях. Множество нелепых ситуаций, в которых сталкиваются герои произведения, вызывает улыбку читателя. Хлестакову, не обладающему от природы большим умом, случайно удается провернуть авантюру, убедив всех горожан в знатности своего происхождения и наличии больших связей в столице. Перепуганные до смерти чиновники всячески угождают «его превосходительству», дают ему денег «взаймы», благодаря чему Иван Александрович закрывает долг в трактире и, надавав жителям обещаний и обручившись с Марьей Антоновной, дочкой городничего, благополучно покидает уездный город. Смешна также сцена, в которой Антон Антонович похваляется перед всеми тем, что выдает дочь замуж за такого знатного чиновника. Он мечтает о будущей жизни в Петербурге и рассуждает о генеральском чине, который рассчитывает получить. Однако не лишен этот эпизод и трагичности: в нем еще более полно раскрывается сущность героев. Ни один человек не радуется искренне счастью городничего. Все осыпают Сквозник-Дмухановского поздравлениями, просят о будущем покровительстве, а за спиной шепчут: «Этакой свинье лезет всегда в рот счастье!». Это еще раз обнаруживает лицемерие, зависть, заискивание и раболепие чиновников. Каково же будет разочарование горожан, когда они прочитают перехваченное почтмейстером письмо Хлестакова, в котором он жестокими, язвительными выражениями описывает городских служащих! В своем монологе оскорбленный и униженный, но впервые духовно прозревший городничий произносит такую фразу: «Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!. . Эх вы!. . ». Действительно, в этот кульминационный момент каждый герой осознает всю свою глупость, безнравственность, порочность. Эпиграф, данный Н. В. Гоголем к произведению («На зеркало неча пенять, коли рожа крива»), очень точно объясняет смысл комедии. Хлестаков становится для чиновников своего рода зеркалом, в котором герои увидели свои «кривые рожи», то есть истинные лица. Смеясь над отрицательными чертами характеров, Гоголь заставляет задуматься над ними, понять всю их зловредность и постараться от них избавиться. Развязкой произведения становится будто громом поразившее всех известие о приезде петербуржского чиновника, настоящего ревизора. Немая сцена, завершающая комедию, символизирует неизбежность расплаты чиновников за свои пороки. Эта знаменитая авторская ремарка является подлинно режиссерским описанием финальной сцены. Таким образом, Николай Васильевич Гоголь воплощает в комедии «Ревизор» принцип «смеха сквозь слезы», при помощи которого и выражается авторская позиция. Писатель изображает до нелепости комичную, абсурдную ситуацию, в которую попадают герои произведения, оказавшиеся под влиянием всеобъемлющего страха расплаты за свои грехи. Насмехаясь над глупостью, необразованностью, примитивностью мышления чиновников, автор в то же время обращает внимание на такие пороки общества, как лицемерие, лживость, взяточничество, чинопочитание и так далее. Рисуя образ вымышленного уездного городка, Николай Васильевич показывает глобальность проблем в российском обществе середины XIX века. Гоголь указывает на моральное разложение не только старшего поколения, но и молодых людей, не только провинциальных, но и столичных жителей, и призывает читателя увидеть в себе те же самые недостатки и исправить их. Обновлено: Опубликовал(а): amrkshv Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|