|
По изречению Генри Филдинга: «Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства» (ЕГЭ обществознание)Смысл данного высказывания состоит в том что правовые нормы не являются единственным регулятором поведения людей в обществе, напротив, важными элементами социального контроля являются "законы совести" — нормы морали, нравственная ответственность за свои поступки, воля. Рассмотрим данную проблему с теоретической точки зрения. Социальным контролем называется совокупность методов, средств, приемов, гарантирующих выполнение ролевых требований к индивиду, направленных на предотвращение отклоняющегося поведения. Филдинг заостряет внимание на внутреннем социальном контроле, главными элементами которого являются совесть и воля. Кроме этого, важную роль в умении осуществлять самоконтроль играет принятие индивидом моральных норм — общественных представлений о добре и зле, правильных и неправильных поступках. Автор высказывания считает, что моральные нормы тесно связаны с правовыми, так как именно они восполняют упущения законодательства. Действительно, именно совесть, т. е. нравственная ответственность за свои поступки перед обществом, может стать причиной даже для раскаяния преступника. О подобной ситуации писал Ф. М. Достоевский в романе "Преступление и наказание". Раскольников признался в убийстве старухи-процентщицы лишь из-за мук совести. Если бы Родион не нес нравственной ответственности за свои поступки, он, вероятно, остался безнаказанным. В этом случае "законы совести" действительно сработали лучше, чем законы государственные. Другим примером влияния "законов совести" на те сферы общественной жизни, которые не регулируются законодательством был рассмотрен в статье русской службы C News "Как обычные люди становятся героями". Исследования показали, что 90% случаев бескорыстной помощи в чрезвычайных ситуация основаны на внутреннем чувстве. Люди, совершающие героические поступки, не думают о регалиях, в большинстве случаев ими руководит альтруизм, который они долгие годы воспитывали в себе до этого. Нет правовых норм, обязывающих жертвовать собой ради спасения других, однако из-за высоких моральных принципов некоторые люди идут на подобные поступки. Обновлено: Опубликовал(а): Алексей Шунков Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|