|
Почему появляются «умные ненужности» — лишние люди? Аргументы А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (Итоговое сочинение (декабрьское))Проблема возникновения «лишнего человека» является одной из вечных в русской литературе. Представленные герои — это обобщённый, собирательный образ молодого поколения первой половины 19 века, представители которого в переломный исторический момент не могли найти своё предназначение, пути реализации. Иными словами, «лишний человек» — это «умная ненужность», ведь владея исключительными способностями и незаурядным умом, ему не удаётся найти применение своим силам. Обратимся к произведениям русской литературы, чтобы выяснить, чем объясняется появление подобных людей. На мой взгляд, причины появления настолько противоречивых личностей в первую очередь следует искать в обществе, к которому они принадлежали. Достаточно было умело танцевать мазурку, чтоб «свет решил, что он умён и очень мил». Однако однообразие наскучило герою, он начинает о означать бессмысленность подобного существования, им обалдевает «английский сплин»– хандра. В поисках себя Евгений отправляется в деревню, где знакомится с семьей Лариных и молодым поэтом Владимиром Ленским, что наполняет его новыми впечатлениями, но не привносит значительных изменений. Кульминационным моментом является дуэль двух приятелей— скептика Онегина и его антипода Ленского. Здесь и проявляются основные черты «лишнего человека»: слабость, страх перед мнением общества, неумение жить и любить. Не найдя места в помещичьей среде, он отправляется в путешествие. Разочарованному дворянину Евгению Онегину быстро наскучивает все, с чем он встречается, ему свойственна общественная пассивность, ведь он не предпринимает попыток изменить существующие в обществе порядки. Отказавшись жить в соответствии с теми принципами, которыми живет весь «высший свет», главный герой романа из молодого легкомысленного дворянина постепенно превращается в уставшего, не реализовавшего себя глубоко одинокого человека. Подлинная свобода мысли и дела противопоставляют его «водяному обществу». Образ жизни «света», их любовь к сплетням и интригам, праздность презираются Печориным. Но при всей свой одаренности и богатстве духовных сил он, по собственному определению, — «нравственный калека». Обладая огромным потенциалом, чтобы реализовать себя, он не находит применения своим силам, ничего не делает для изменения общественных принципов. Автор показывает, что Григорий Печорин устал, у него нет никаких жизненных целей, как бы он ни старался найти смысл собственной жизни. Так, смерть главного героя в финале романа подчеркивает мысль о том, что подобные Печорину люди не нужны обществу. Таким образом, перечитывая страницы произведений русских писателей, мы убеждаемся, что появление «лишних людей», или «умных ненужностей», связано со сложным, переломным историческим моментом в жизни общества, с общими принципами которого отказываются жить некоторые люди. Обновлено: Опубликовал(а): Изольда Брик Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|