|
Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова? По роману «Обломов» (Гончаров И. А.)Образ заглавного героя романа И. А. Гончарова «Обломов» оказался настолько ярким и жизнеподобным, что его фамилия быстро стала нарицательной. Более того, хотя писатель отразил в произведении реалии своего времени, понятие «обломовщина», о котором рассуждает в романе Штольц, до сих пор используется социологами и психологами при попытке описать национальный русский характер, сложный и противоречивый. Конечно, первое, что приходит на ум при упоминании имени Обломова, это его бездеятельность и сибаритство: герой даже гордился, что за всю жизнь ни разу не надел самостоятельно чулки. Однако в его характере есть и привлекательные черты — доброта, душевная чистота, искренность. Именно эти качества и оценила в Обломове Ольга Ильинская, которая, даже уже будучи замужем за Штольцем, вспоминала «Голубиную душу» Ильи Ильича. Показательно, что взаимный интерес возник момент исполнения героиней арии, что свидетельствует о coзвучии душ Ильи Обломова и Ольги Ильинской. Даже его имя как бы отражается в её фамилии, словно они две половинки единого целого. И всё же их отношениям не суждено было быть долгими, поскольку при всём единении душ у них слишком разные представления об образе жизни, который следует вести человеку. Обломов дорожит спокойствием, позволяющим ему пребывать в гармонии с самим собой, Ольга же натура деятельная. Обломов мечтает о благополучном закате жизни в родном поместье, Ольга любит петербургское общество. Однако вряд ли правомерно видеть причину их разрыва исключительно в бездеятельности героя. Конечно, даже перспектива поменять квартиру, чтобы ходить с Ольгой на приёмы и в театры, не рискуя опоздать к разводу мостов, ужасает Илью Ильича. В то же время, задавшись некой целью, он вполне способен изменить свою жизнь. Так, в самом начале их отношений Обломов «с Ольгой сутра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам...». Но исключительно желания понравиться девушке недостаточно для поддержания его активности, причём не только потому, что он не привык прикладывать какие-либо усилия. Дело в том, что Обломов давно вывел для себя своеобразный философский принцип: если не можешь сделать ничего полезного, лучше и честнее не делать ничего бесполезного. Именно поэтому он столь настойчиво расспрашивает своих визитёров о том, ради чего они так «суетятся». И все их жизненные цели кажутся ему слишком мелочными, что в его восприятии превращает петербургскую жизнь в «пустую перетасовку дней», «вечную игру дрянных страстишек». Ольга же призывает его вести именно такую жизнь: читать газеты и книги, выходить в общество, ехать в приказ, решать проблемы имения... Более того, постепенно становится очевидным, что Ольга полюбила не реального Обломова, а тот образ, который они придумали со Штольцем, того Илью Ильича, которым он должен стать, когда, наконец, «Встанет с дивана». Интересно, что даже сама Ольга осознаёт своё стремление слепить из героя некий идеальный образ: «Это какая-то Галатея, с которой ей самой приходится быть Пигмалионом». Она столь настойчива в своём желании «пробудить» Обломова, Что это начинает вызывать естественное неприятие её попыток. Ситуация усложняется ещё и тем, что характер Ильи Ильича и его образ жизни сформированы в далёком детстве, о чём свидетельствует сон Обломова. То есть эти черты слишком прочно укоренились в герое, и Ольге не по силам истребить их, как не удалось и Штольцу. К тому же Илья Ильич воспринимает родную Обломовку как утраченный рай и интуитивно оберегает всё, что напоминает ему эту сонную идиллию. Да и сама Ольга, поначалу вдохновлённая своей «миссией» по «спасению» Обломова, постепенно начинает ею тяготиться. И это вполне объяснимо: она ещё слишком молода, и ей самой необходим «наставник», каким и станет для неё впоследствии Штольц. Есть в её отношении к Обломову и доля тщеславия и самолюбования: «Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольёт над стоячим озером и отразится в нём». Чуткий Обломов понимает, что отношение к нему Ольги нельзя назвать истинной любовью. Он осознаёт, что она просто «была готова к восприятию любви, сердце её ждало чутко, и он встретился нечаянно, попал ошибкой...». Конечно, в стремлении героя прервать их отношения есть и доля неуверенности в себе, ощущения, что Ольге нужно гораздо больше, чем он может ей дать, и доля страха, что, если на её жизненном пути встретится более деятельный человек, она от него откажется, в то же время его стремление разорвать тяготящие обоих отношения это и проявление душевной чуткости, лучшего, чем у Ольги, понимания других людей. Таким образом, истинная причина того, что Ольге Ильинской так и не удалось изменить Обломова, вовсе не его бездействие, мнительность и мягкость. Герои изначально не могли принять друг друга такими, какие они есть, стремились навязать каждому несвойственные им ценности. Ведь и Обломов совершает ту же ошибку, что и Ольга: он ожидает, что со временем она «успокоится» и сможет «вписаться» в неспешную жизнь в Обломовке. Следовательно, между ними не было главного, что необходимо и для любви, и для дружбы, — понимания. Обновлено: Опубликовал(а): Дария173 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|