Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Что позволило современникам Ф. И. Тютчева называть его поэзию «мыслящей лирой»? (ЕГЭ по литературе)

Жизненный путь Ф. И. Тютчева был связан не только с литературным творчеством. Посвятив себя государственной службе, он не считал поэзию своим профессиональным занятием, именно поэтому им

написано не так много стихотворений. Однако все они создавались под влиянием бессознательной потребности к творчеству, отражая минутное настроение или внезапно озарившую его идею. Это позволило И. С. Тургеневу утверждать, что поэзия Ф. И. Тютчева находится в полном единстве с его жизнью, что в мыслях, чувствах и переживаниях лирического героя отражается то, что глубоко волновало самого поэта.

В поэзии Ф.

И. Тютчева находят отражение даже политические мотивы. Примыкая по своим общественным взглядам к славянофилам, поэт полагал, что у России некий особый путь, не соизмеримый с историей всех мировых цивилизаций. Очевидно, поэт, долгие годы проживший в Европе, осознавал всю самобытность русского национального характера, «загадочной русской души», постижение которой невозможно с общепринятых рациональных позиций:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать

В Россию можно только верить.

Следует отметить и такую черту философской лирики Ф. И. Тютчева, как лаконизм, обусловленный стремлением как можно более точно и чётко сформулировать своё сиюминутное переживание. В результате его стихотворения нередко напоминают лирический дневник поэта-мыслителя.

Интересно, что к философской лирике традиционно относят и многие стихотворения Ф. И. Тютчева, представляющие собой своеобразные «пейзажи в стихах». Это становится возможным потому, что поэт

не просто создаёт пейзажные зарисовки, цель которых заметить малейшие нюансы красоты природы. Для его лирического героя созерцание природы — это всегда повод для размышления о мироустройстве. Как известно, поэт был сторонником философии пантеизма религиозно-философского учения, объединяющего, а иногда и отождествляющего Бога и мир. Ф. И. Тютчев видел в природе целостный живой организм, живущий напряжённой духовной жизнью.

Своеобразным манифестом поэта-пантеиста можно считать следующие строки:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик

в ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Существование природы в изображении Ф. И. Тютчева одухотворено, природа имеет свой характер, настроение. Например, в стихотворении «Полдень» природа неподвижна, ленива, разморена зноем.

Показательно, что настроение природы созвучно поведению её божества — Пана, который «в пещере нимф покойно дремлет». Таким образом, сиюминутное становится частью существования чего-то общего, глобального,

Кроме того, природный мир, Мнению Ф. И. Тютчева, вечен и гармоничен, тогда как существование человека в нём временно и пронизано «роптанием» на несовершенство мироустройства. Например, в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах...» отмечается, что, хотя свой разлад с природой человек и считает свободой, эта свобода призрачная, несущая дисгармонию: «В общем хоре Душа не то поёт, что море». Человек с его развитой индивидуальностью особенно остро и трагически осознаёт неизбежность своего угасания, да и вся жизнь человека, существа мыслящего, полна сомнений и рефлексии.

По особенно мучительным представляется поэту контраст самоощущения человека, возомнившего себя венцом творения, и его ничтожности на фоне вечной и бесконечной природы, по сравнению с величием которой он всего лишь «мыслящий тростник». Это же противоречие положено в основу стихотворения «С поляны коршун поднялся...»:

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла

А я здесь в поте и в пыли.

я, царь земли, прирос к земли!..

Трагизм данной ситуации обусловлен не только внутренним диссонансом самоощущения человека в мире, но и тем, что лирический герой этого стихотворения лишён свободы, которой обладает коршун.

Человек обречён существовать ограниченном и несовершенном земном мире. Осознание этого факта особенно трагично для лирического героя Ф. И. Тютчева, поскольку в творчестве поэта сильны романтические традиции.

Двойственная сущность мироздания выражается в антитезе не только земного и небесного, но и дня и ночи. По мысли Ф. И. Тютчева, в глубине природы вечно волнуется некая первозданная, тёмная, всепоглощающая стихия бытия, которую поэт называет «хаосом» или «бездной». Например, в стихотворении «День и ночь» день предстаёт как прекрасный, светлый, «златотканый» покров, под которым скрывается тёмная «бездна», таящая множество загадок и тайн мироздания:

Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и смира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь...

Таким образом, даже пейзажная зарисовка у Ф. И. Тютчева — это всегда способ философствования. Внутренняя жизнь самого поэта и его лирического героя настолько богата, что возникает сомнение в возможности сделать плоды этой работы достоянием других. Так, в стихотворении «Silentium!» открыто высказывается мысль о том, что душа человека должна быть замкнута:

Молчи, скрывайся тай

и чувства и мечты свои...

Человек обречён на одиночество и непонимание, поскольку его душе заключено волшебное богатство («чувства и мечты», «глубина», «таинственно-волшебные думы»). Однако этот мир хрупок: его «Оглушит наружный шум, // Дневные разгонят лучи». Разрушительной может стать и попытка поделиться этим богатством с другим, поскольку даже самое точное слово не может достоверно передать мир душевных переживаний, равновеликий вселенной («Есть целый мир в душе твоей...»). Признавая бессилие «языка земного» не только в искусстве, но и в общении двух «сердец», поэт утверждает: «Мысль изречённая есть ложь» и его лирический герой готов «Жить в себе самом».

Таким образом, даже традиционные для поэзии темы природа, Родина, взаимоотношения человека и окружающего его мира наполняются в творчестве Ф. И. Тютчева глубокими философскими рассуждениями. Следует признать: эта черта свойственна всем истинным творцам, ведь ещё В. Г. Белинский отметил, что писатель — это человек, который «мыслит образами».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.