|
По цитате: «Если бы Бога не было, его стоило бы выдумать» (ЕГЭ обществознание)Один из крупнейших французских философов-просветителей, поэт, публицист, прозаик Вольтер имел уникальные религиозные взгляды. Критикуя в своих работах как религию, так и атеизм, он в то же время осознавал значительную роль, которую религия играет в жизни общества, и выразил свою позицию в этой знаменитой фразе. Значимость данной темы для общественных наук состоит в том, что вопрос отношения к религии лежит в основе многих философских и политических течений, является своеобразным водоразделом между идеалистами и материалистами, традиционалистами и прогрессистами. Я не могу не согласиться с позицией Вольтера по этому вопросу, и чтобы доказать свою точку зрения, рассмотрю следующие аспекты данной проблемы: 1) Понятие религии и теоретические подходы, которые к ней применяются. 2) Роль религии как социального института. 3) Роль религии в культурной сфере. Итак, во-первых, что же такое религия и какие взгляды сложились на религиозную тематику? Религия представляет собой совокупность взглядов и духовных представлений, основанных на вере в сверхъестественные силы, которые в случае авраамических религий (христианство, ислам, иудаизм — абсолютные лидеры по числу последователей) представляют из себя непосредственно Бога, а также духовные образы, являющихся неизбежным следствием его существования: сатана (шайтан) — как противники Бога, ангелы — как сторонники. Таким образом, можно сделать вывод, что в наиболее распространенных религиях Бог является ключевой фигурой, и в своем высказывании Вольтер затрагивает именно проблематику религии в целом. По вопросу же существования бога выделяют три основные направления — теизм, доказывающий бытие Бога; атеизм, утверждающий обратное, и агностицизм, по которому мир принципиально непознаваем, в частности, вопрос существования Бога также не может получить ответ. Во-вторых, религия является одновременно и социальным институтом — исторически сложившейся формой организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Она удовлетворяет следующие общественные потребности из числа фундаментальных: потребность в безопасности и социальном порядке и в решении духовных проблем смысла жизни. Для удовлетворения первой религия выполняет регулятивную и конфликтную функции, второй — мировоззренческую и утешительную. Регулятивная функция заключается в том, что различные священные книги — Библия, Коран или Тора — содержат определенные нормы поведения, которые зачастую входят в правовую систему государства. К примеру, ветхозаветная книга Бытия содержит прямое указание о смертной казни. Значение конфликтной функции состоит в том, что религиозные учения содержат предписания, которые могут разрешить сложившиеся в обществе противоречия. Так, например, «послания» из нового завета призывают рабов повиноваться своим господам, что могло стать аргументом для их усмирения в случае восстания. Близки мировоззренческая и утешительная функции религии, позволяющие человеку ответить на вопрос о смысле собственного существования, потому что в священных писаниях даются обширные сведения об устройстве мира и месте человека в нем. В-третьих, вклад религии в мировое культурное наследие невозможно отрицать. До начала эпохи возрождения абсолютное большинство произведений искусства было создано в религиозных целях, и наша страна не является исключением. Почти все сохранившиеся до наших дней средневековые постройки — это храмы и соборы. Литературные произведения той эпохи — в большинстве своем жития святых. А необходимость в середине XVI века распространять христианство в только что присоединенных казанских и астраханских землях привела к появлению на Руси книгопечатания. Однако содержатся религиозные мотивы и в более поздних произведениях русской культуры. Это и поэзия Державина, и проза Достоевского, картины Крамского и Иванова. Помимо этого, величественные Исаакиевский Казанский соборы, храм Христа Спасителя были построены уже в XIX веке. Кроме того, для доказательства своей позиции я хотел бы привести пример из истории. Утверждение в России советской власти после революций 1917 года ознаменовалось крупномасштабными гонениями на православную церковь как на идеологическую основу старого режима. Однако результатом этого стало образование духовного вакуума, который неминуемо должен был заполниться, что и произошло путем приобретения господствовавшей в то время коммунистической идеологией элементов религиозного культа: почитание руководителя государства – Иосифа Сталина, репрессии за сомнения в учении и за его неверные толкования. Уничтожив религию, большевики, чтобы пользоваться её положительными сторонами, по сути, создали новую. Следующим примером послужит антиутопия Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Христианское учение во вселенной произведения запрещено и заменено на религиозный суррогат в виде поклонению первопроходцу серийного производства товаров Генри Форду, который стал прямой заменой Богу. Персонажи романа на протяжении всего произведения употребляют выражения «Форд его знает» или «Господи Форде». Описаны также религиозные обряды и идеологическая функция, исполняемая новым учением. В «дивном новом мире» несуществующий Бог был действительно “выдуман” для управления массами. Суммируя все сказанное выше, мы приходим к следующим выводам: 1) Религия удовлетворяет фундаментальные общественные потребности, такие как потребность в безопасности и социальном порядке и в решении духовных вопросов смысла жизни. 2) Религия внесла огромный вклад в формирование культурного наследия. 3) В обществе присутствует потребность в вере в сверхъестественное, которую оно может удовлетворить поклоняясь и выдуманным богам. Значит, вне зависимости от того, есть Бог или нет, существование религиозных учений полезно для общества, что подтверждает правоту высказывания Вольтера. Обновлено: Опубликовал(а): Маруся Каменская Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|