Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ писателя в литературе второй половины XX - начала XXI века по роману «Мастер и Маргарита» (ЕГЭ по литературе)

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» увидел свет в конце 1960-х годов. Он является уникальным примером «двойного» произведения, «романа в романе»: безымянный Мастер, которого на протяжении всего действия зовут только нарицательным именем вместо собственного, является одновременно и автором, и персонажем. Его произведение, сожжённое им самим — историческая книга о Пилате, а современный мир, в котором живёт он сам и все, кто его окружает — это содержание романа Михаила Булгакова о его, Мастера, судьбе.

Обезличенность героя, выраженная отсутствием у него собственного имени, обусловлена тем, что Мастер является собирательным образом литератора. Причём литератора не единственного, а того, который резко противопоставлен всем остальным творцам, упомянутым в романе: в отличие от членов МАССОЛИТа, думающих только о материальных благах, праздно обедающих ежедневно в Грибоедове, мечтающих о даче в живописном местечке и путёвке в отпуск, Мастер сам отказывается от всего этого.

Он понимает, что его книга точно не вызовет головокружительного успеха, чем позволит своему автору безбедно жить до конца его дней, но всё равно берётся за роман, добровольно отрекаясь от материального в пользу духовного. Ради своей рукописи он даже уходит с работы.

Писать религиозные сюжеты в советском атеистическом государстве очень рискованно. Мастер знает, что выбрал очень сложную и даже опасную тему, которая наверняка вызовет огромное давление со стороны критиков, и всё равно берётся за перо. Этим Булгаков показывает самоотверженность творца во имя искусства и его бесстрашие перед любыми последствиями выпуска даже такого противоречивого произведения в массы. Такие смелые авторы были в истории русской литературы: к примеру, тот же Борис Пастернак, подвергшийся гонениям за «Доктора Живаго», представляет собой живое воплощение булгаковского Мастера.

Тем временем последствия не заставляют себя долго ждать: готовый роман Мастера, как и ожидалось ещё до начала работы над ним, упорно не берут в печать. Когда крохотный отрывок произведения всё же попадает на страницы литературного журнала и вызывает шквал критики, к которой автор оказывается всё-таки не готов.

Ранимая душа творческого человека воспринимает жёсткую критику гораздо ближе к сердцу, чем любой, даже самый восторженный отзыв. Так было, есть и всегда будет. Негативная реакция общественности на труд всей жизни автора всё-таки ломает Мастера и заставляет его опустить руки. Он сдаётся и безжалостно отправляет своё детище в печь. Он больше не видит смысла ни в чём, считает, что лишился абсолютно всего, в том числе и своего собственного имени — в этом он признаётся Ивану Бездомному.

В конце романа, когда Воланд возвращает Мастеру им же сожжённый труд, звучат слова, ставшие самой известной булкаговской цитатой: «Рукописи не горят». Это метафора, смысл которой в бессмертии творчества. Ею Булгаков подводит итог: то, на что положена целая жизнь автора, не погибает никогда, и даже если творец не смог найти единомышленников, ценность его произведений и его самого сохраняется на том же уровне.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.