|
Каковы главные жизненные принципы Чичикова? По поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» (ЕГЭ по литературе)Хотя Н. В. Гоголь настаивал на том, что в жанровом отношении «Мёртвые души» Поэма, тем не менее в произведении можно приметы разных жанров, в том числе авантюрного или плутовского романа. Для этой разновидности романа характерен мотив тайны, окутывающей образ главного героя.
Определённые выводы о характере системы ценностей главного героя поэмы можно сделать, оценив его манеру поведения при общении счиновниками и помещиками. Чичиков, несомненно, умеет производить благоприятное впечатление на своих собеседников: он быстро очаровывает губернское общество, которое сочло его человеком не только «приятной наружности», но и обладателем «обворожительных качеств и приёмов», исключительно воспитанным и тактичным в обхождении. То, что Чичиков постиг «великую тайну нравиться», особенно ярко проявляется в эпизодах его общения с помещиками. Каждого из них он словно видит насквозь, что позволяет ему говорить с собеседником «на его языке». Например, в разговоре с Маниловым он мягок, любезен и высокопарен, с Коробочкой вежлив, но твёрд, с Ноздрёвым — нагловат и фамильярен. С Собакевичем, олицетворяющим основательность помещичьего бытия, Павел Иванович разговаривает очень осторожно, а при встрече с Плюшкиным надевает маску доброжелателя, который хочет помочь одинокому старику и готов в убыток себе избавить его от необходимости платить подати за умерших крестьян. Важно, что Чичиков не просто постоянно меняется— во многом он копирует манеру поведения своих собеседников. Даже внешность героя, обрисованная весьма неопределённо («ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако жи не так, чтобы слишком молод»), словно создана для того, чтобы по мере необходимости можно было представить себе любой образ. Всё это позволяет утверждать, что ради достижения своей цели Чичиков готов пойти на любые ухищрения. Способность подстроиться под собеседника, сказать именно то, что тот желает услышать, позволяет говорить о наблюдательности Чичикова и его умении разбираться в людях. Следовательно, он достаточно умён. Об этом свидетельствует и сложность придуманной им аферы: Павел Иванович не только увидел лазейки в существующем российском законодательстве, но и изобрёл способ, как их можно использовать в целях личного обогащения. Причём его не смущает, что придуманное им не совсем законно. Вообще, именно деньги главная жизненная ценность Для Чичикова. В этом образе Н. В. Гоголь представил новый социальный тип человека-приобретателя, чьё божество копейка, который не гнушается возможностью извлечь выгоду даже из смерти. Показательны размышления героя о своей авантюре с покупкой мёртвых душ: «А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народу вымерло, слава богу, немало!» То есть он способен радоваться чужой смерти, что и позволило исследователям творчества Н. В. Гоголя говорить о сходстве главного героя поэмы с чёртом. В связи с этим нельзя не отметить, что Чичиков мастерски умеет использовать чужие слабости. С этой точки зрения интересен эпизод встречи Чичикова с губернаторской дочкой. Становится очевидным, что Павел Иванович ещё способен на проявление движений души, если он останавливается «будто оглушённый ударом» перед молоденькой девушкой, в которой ещё нет надутости и чопорности, в которой ещё всё просто: «...она скажет, что ей вздумается, засмеётся, где захочет засмеяться». «Видно и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», замечает автор. Однако герой иронизирует над своими эмоциями, которые, по его собственному мнению, приличны разве что для двадцатилетнего юноши. Та- ким образом, он умеет отказать себе во всём, что может помешать его движению к поставленной цели. Всё сказанное выше позволяет утверждать, что жизненные принципы Чичикова безнравственны и часто бесчеловечны. И это неудивительно. Ведь, как известно, по замыслу Н. В. Гоголя поэма «Мёртвые души» должна была состоять из трёх частей, соотнесённых в смысловом отношении с композиционным членением «Божественной комедии» Данте. Следовательно, в первом томе автор осознанно сгущает краски, создавая картину российского «ада». Замысел этой главы можно охарактеризовать словами самого писателя, правда, сказанными относительно другого его произведения — комедии «Ревизор»: «Я решился собрать в одну кучу всё дурное в России... и за одним разом посмеяться над всеми». Однако образ нового героя времени, человека-приобретателя у Н. В. Гоголя как у писателя-реалиста всё же оказался достаточно сложным. Не случайно именно Чичиков в третьей главе поэмы должен был пережить нравственное Возрождение. Обновлено: Опубликовал(а): Островская Дария Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|