|
Тема детства в современной отечественной литературе на примере одного-двух произведений конца XX начала XXI века (ЕГЭ по литературе)Принято считать, что детство — это самая счастливая пора в жизни человека. Устойчиво представление о беззаботности существования ребёнка, о том, что дети ещё сохранили в себе лучшие человеческие качества, «божий облик». Российские писатели конца XX — начала XXI века словно намеренно разрушают «Миф о блаженном детстве». Возможно, это связано с тем, что в современном мире не принято замалчивать острые темы, а социальное сиротство Одна из самых актуальных и эмоционально воспринимаемых общественных проблем. Именно к этой проблеме обращается Тамара Ломбина в рассказе «Родные братья». Мать Ильи и Вовки лишили родительских прав, они живут в разных интернатах. И если младшего она ещё иногда навещает, то о старшем и вовсе забыла. Детям мучительно не хватает родительского тепла, поэтому младший регулярно ходит к дому непутёвой матери или ресторану, где она работает, чтобы хотя бы увидеть её. и несмотря на то что старший ругает его за это, призывает быть гордым, обещает, что они и сами всего в жизни добьются, очевидно, и он бывает там, куда запрещает ходить брату. Иначе откуда бы он знал, что его запрет нарушается, и не искал бы столь поспешно и неловко этому объяснение. Илья по мере своих скромных сил стремится восполнить нехватку родительского внимания в жизни младшего: они встречаются каждую субботу, ходят в кино, покупают мороженое, просто ездят по кольцевой линии метро, поскольку на улице холодно. Чтобы иметь возможность порадовать брата, старший собирает в парке бутылки и мечтает ещё чуть-чуть подрасти, чтобы пойти со старшеклассниками разгружать вагоны. При этом он так худ, что кажется тяжелобольным, и имеет столь непривычный для ребёнка серый цвет лица, что попутчицы в транспорте поглядывают на него с сочувствием. Эти несчастные, никому не нужные дети понимают, что они — единственная опора друг для друга. Поэтому старший так стремится многого достичь в жизни: добился перевода в математический интернат, гордится, что его единственного от седьмых классов отправили на городскую олимпиаду, мечтает доказать теорему Ферма. Младший же пока просто трогательно гладит брата по руке, когда у того щека начинает дёргаться в нервном тике. Самое страшное, что столь же одиноки герои современной русской литературы, даже если они растут в, казалось бы, благополучной и обеспеченной семье. Так, главный герой рассказа Андрея Геласимова «Нежный возраст» имеет возможность ходить в бассейн и заниматься большим теннисом, отец привёз ему из-за границы роскошный велосипед, вызывающий зависть всех мальчишек, однако главного родительской заботы — он тоже лишён: мать и отец бесконечно выясняют отношения и заводят новые романы. В этом контексте само название рассказа начинает звучать как злая ирония. Столь же одинок главный герой рассказа А. Геласимова и среди сверстников. Так, одноклассникам своей престижной школы он даёт весьма нелестную характеристику: «Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма». А потому, когда появилась возможность стать частью «дворового братства», он готов забыть про прежние обиды, про то, что однажды ему пришлось даже зашивать бровь. И в этом своём стремлении заплатить любую цену за призрачную возможность дружбы он не исключение. Его одноклассник Семёнов, которого зверски избивает отец-депутат, предлагает главному герою пятьдесят баксов, чтобы они по-прежнему сидели за одной партой и общались. Позднее он заранее узнаёт у героя, чем интересуются ребята, приглашённые на его день рождения, и специально изучает современную музыкальную культуру, чтобы стать в этой компании своим. Примечательно, что самого главного героя соседские мальчишки приняли в свой круг, когда узнали, что он гуляет с котами пожилой соседки, которая всегда была к ним добра. Они интересуются её здоровьем, то есть в этих озлобленных и грубоватых подростках ещё живы такие понятия, как благодарность, сострадание. Для главного героя, от лица которого и ведётся повествование, ещё одной важной жизненной ценностью является красота, которая помогает ему отвлечься от ежедневных домашних скандалов. Олицетворением такой красоты для него становятся фортепианная музыка и образ актрисы Одри Хепбёрн. В рассказе Т. Ломбиной мальчики тоже сумели сохранить душевную теплоту. Причём направлена она не только друг на друга, но и на предавшую их мать. Младший с самого начала искал ей оправдание: редко приходит, потому что занята на работе, часто меняет «хахалей»: «Она же не виновата, что такая красивая, они ей прохода не дают». Старший же мечтает, например, о том, чтобы у матери была Оспа, которая изуродует ей лицо. Он ещё наивно надеется, что она вспомнит о детях — хотя бы тогда, когда не будет нужна своим «хахалям». Вообще, все беды, которые он ей пророчит: будет жить в интернате в одной комнате со злой старухой, которая будет её обижать, сыновья приедут раз в полгода и привезут два апельсина и три грейпфрута (это последнее, чем она «Осчастливила» младшего сына), а потом у неё будет рак, нужны ему лишь для того, чтобы её вовремя можно было спасти и чтобы она поняла, что ей нужны её дети, и полюбила хотя бы уже внуков. Случайная попутчица в метро, рыдая вместе с мальчишками, просто потрясена, что они простили свою непутёвую мать, тогда как в своей душе она не находит достаточно великодушия, чтобы оправдать эту неизвестную ей женщину. Таким образом, несмотря на всю жестокость и цинизм, ребёнок в современной литературе всё равно предстаёт как средоточие добра, душевной чистоты, искренности. Обновлено: Опубликовал(а): Дария173 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|