|
Проблема самоутверждения подростка по тексту Ф. М. Достоевского (ЕГЭ по русскому)В обстановке конкуренции и соперничества, которая нередко существует в обществе подростков, могут возникать конфликты, связанные с борьбой за лидерство. Стараясь одержать победу в подобного рода соперничестве, молодые люди, порой, готовы идти даже на крайние меры. Рассуждая над этой темой, Фёдор Михайлович Достоевский в своем тексте поднимает проблему самоутверждения подростка. В предложенном для анализа тексте автор знакомит нас с рассказчиком, который вспоминает свои школьные годы и тяжёлые отношения со сверстниками. С целью избавиться от насмешек со стороны товарищей, рассказчик начал усердно заниматься. Он решил самоутвердиться посредством отличной учёбы. Это дало свои результаты: в тексте подчёркивается, что даже учителя обращали внимание на успехи мальчика, и это делало его более авторитетным в глазах сверстников. Также они замечали, что рассказчик читал даже те книги, которые не входили в программу. Это позволило подростку получить почтение от товарищей, более того, как упоминается в тексте, они «нравственно подчинялись» ему. Данный пример свидетельствует о том, что один из способов самоутверждения подростка — это достижение определённых успехов в учёбе. Однако Ф. М. Достоевский показывает еще и пагубное воздействие, которое могут оказывать подростки на близких людей, самоутверждаясь за их счёт. В тексте говорится о том, что рассказчик пытался сблизиться со сверстниками, но, по словам автора, это выходило «неестественно». Это происходило по тому, что дружба подростков сводилась к подчинению: рассказчик хотел «властвовать над душой» своего друга. Достоевский открыто говорит об этом: «он... нужен был мне только для одержания над ним победы». Автор обращает внимание на то, что стремление повествователя самоутвердиться стало одержимым, неконтролируемым. Многократное использование личного местоимения «я» показывает желание подростка заявить о себе, подчеркнуть свое превосходство над другими людьми. Таким образом, мы убеждаемся в том, что стремление самоутвердиться может быть навязчивым и даже губительным. Оба эти примера тесно связаны друг с другом, они показывают, как подростки могут самоутверждаться в обществе и какие методы для этого используют. Позиция автора ясна: по мнению Ф. М. Достоевского, желание рассказчика заявить о себе заставляет его быть первым во всем и даже подчинять себе других, морально более слабых, людей. Мне близка позиция автора. По моему мнению, многие люди иногда готовы совершить поистине страшные поступки только для того, чтобы что-то доказать себе или обществу. В некоторых случаях это касается не только подростков, но и взрослых людей. В пример могу привести роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и теорию Родиона Раскольникова о «сверхчеловеке». Согласно ей, сильная личность имеет право совершить преступление. Для того, чтобы понять, является ли он сверхчеловеком, Раскольников убивает старуху. Вот так, человеческая жизнь стала ценой попытки Родиона доказать себе и миру, что он сильная личность. В заключение всего вышесказанного хочется добавить, что самовыражаться как подросткам, так и взрослым людям следует посредством проявления своих нравственных качеств, честного труда, благородных поступков. Самоутверждение за счёт унижения других людей является искусственным. Обновлено: Опубликовал(а): Лиза Колесникова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|