Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




М. Ю. Лермонтов «Родина» и Н. А. Некрасов «В дороге»: тема народа (Сравнительный анализ)

Взгляд лирического героя на русский народ в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Родина" — взгляд стороннего наблюдателя, это даже не взгляд на русский народ, а панорамный обзор деревенской России. Во второй строфе, где и проявляется восприятие лирическим героем родины, пространственные границы предельно широки, а о родине говорится предельно общо; перед нами перечисление самых общих, типичных географических объектов, занимающих огромные пространства России (степи, леса, реки).

Перечисление отдельных реалий русской деревенской жизни необходимо лирическому герою для того, чтобы рассказать о своей любви к родине, подчеркнуть: всё, что он видит, «скача в телеге», для него родное, близкое.

И он не знает, за что любит родину.

Развитие некрасовской лиры дает вполне определенный ответ на этот вопрос. «Реформирование» народной темы в поэзии Некрасова началось со стихотворения «В дороге». Перед нами предстаёт не обзорная панорама русской деревни, а конкретные люди со своей сложной индивидуальной судьбой. Они говорят о себе сами (в лирике Некрасова зазвучали голоса разных персонажей, а не только лирического героя; эта особенность давно терминологически обозначается в литературоведении как поэтическое многоголосье).

Образ ямщика, воссозданный Некрасовым, реалистично-народен не только потому, что речь его изобилует народными словами и выражениями (примерно представить, вдоволь, слышь ты, тоись, али; морфологические особенности: частицы -ста, -ат, деепричастный суффикс -мши-), но и потому, что в его рассказе проявляются особенности сознания русского крестьянина. Например, его отношение к учению, просвещению:

Нехитрая история из жизни крестьянки Груши, рассказанная ямщиком, имеет двойной смысл: она — и о тяжелой доле русского крестьянства, его огромном, часто непосильном ежедневном труде, и о неприспособленной, пустой, «паразитической» жизни господ, лишенных определенных нравственных качеств, легко распоряжающихся чужими жизнями. И как следствие такого положения дел — «перевёрнутые» некоторые представления крестьян. Чего стоит хотя бы это утверждение ямщика:

А, слышь, бить — так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку.

Это не поэзия крестьянского быта, это суровая проза, трагическая сторона его.

Показательно композиционное обрамление стихотворения репликами лирического героя. Он просит разогнать его скуку, он готов слушать песню, небылицу, которой можно рассмешить, но слышит трагическую историю конкретных людей, и грустно-иронически звучат его последние слова:

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.