|
Анализ стихотворения «Заря прощается с землею...» (Фет А. А.)«Заря прощается с землею…» – это не просто пейзажная зарисовка, сделанная рукой чуткого, проницательного мастера. Это открытие второго, невидимого плана бытия, это и отражение определенного духовного процесса, происходящего с лирическим героем. С самой первой строки мысль лирического героя направлена вверх, в неземной мир («прощается с землею»). И если первая половина стихотворения отображает реальный вид природы, вторая – ее другой облик. Зрительные впечатления строго упорядочены от начала к концу. Первая строфа – статическая картинка, запечатлевшая неуловимый миг из жизни природы, когда солнце отдает последний свой теплый свет. Вторая строфа и далее – природные явления в динамике, охватывающей, однако, совсем небольшой период жизни природы; эмоционально окрашенная картина («купают с негой» усилительная частица: «с какою негой!») потухающего света и (третья строфа) таинственного преображения деревьев – вознесение их «очерка» до мира другого. Это преображение ярко выражено на семантическом уровне. Тень растет «как сон»: существительное сон в данном стихотворном контексте имеет значение не физического состояния, а особой сферы – не-реальной, не-земной. «Легкий» очерк: в прилагательном актуализировано значение ‘бестелесный’ (возникает закономерная аллюзия: бестелесные существа – только в Царствие Божием). И эта торжественная старославянская форма местоимения «оне»: деревья обретают неземной лик. Оне – из мира горнего. Этот процесс подчеркивается и ритмически: воздушность, легкость ритма достигается постоянными пиррихиями; в строке, намекающей на таинственность, сакральность происходящего («как незаметно потухают») даже два случая стечения безударных слогов. Все мы и всё в мире – отражение высших идей; наш мир Божественно прекрасен, он есть отражение «надмирного» мира. Но мы далеко не всегда видим эту «бестелесную» красоту и нередко забываем о своей Божественной сущности. «Заря прощается с землею…» – это не время умирания, заката мира, это возможность увидеть то, что находится за пределами зрительного земного восприятия. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Кладова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|