|
Почему мастер заслужил «покой», а не «свет»? По роману Булгакова «Мастер и Маргарита» (ЕГЭ по литературе)Роман «Мастер и Маргарита» принято называть «закатным» произведением М. А. Булгакова, его художественным завещанием. Все три сюжетных плана произведения объединяются сквозными философскими проблемами, над которыми размышляло не одно поколение и своё понимание которых предлагает писатель. Это проблемы нравственного выбора, свободы и несвободы, добра и зла, веры и безверия. Своеобразным ключом к пониманию авторской позиции является финальная сцена романа. Неслучайно начало и конец любого произведения считаются сильной позицией текста, где сконцентрированы самые значимые идеи автора. Многочисленные споры вызвал вопрос о том, почему мастер не заслужил права получить «свет». Конечно, мастера нельзя назвать идеальным героем, однако на фоне московского общества 1930-х годов, которое в романе описывается сатирически, он выглядит по крайней мере исключительным. Он не гонится за материальными ценностями (как, например, зрители сеанса чёрной магии в варьете), а довольствуется крошечной квартирой в подвале. В отличие от членов МАССОЛИТа, не интересуется, какие темы нынче востребованы настолько, чтобы созданные по указке сверху произведения поощрялись хорошими гонорарами, дачами, выгодными командировками. Он сумел сохранить внутреннюю свободу, без которой невозможно истинное творчество. Более того, мастер словно наделён способностью видеть сквозь время, он будто не сочиняет свой роман, а «угадывает»: «... как я верно угадал». Показательно, что герой в романе не имеет имени, поскольку главное в этом образе его талант, мастерство. И наконец, мастер способен испытать любовь-озарение, которая встречается очень редко и поражает людей, «как поражает молния, как поражает финский нож». В то же время исключительность героя существует лишь до тех пор, пока он погружён в творческий процесс: когда он завершает свой труд, для него наступают «совершенно безрадостные дни». Пытаясь опубликовать роман, мастер вынужден взаимодействовать с миром «мёртвых душ», где его «хорошенько отделали»: Латунский и другие литературные критики обвинили его в «апологии Иисуса Христа», в «Пилатчине». И хотя мастер прекрасно понимает всю фальшь этих обвинений и осознаёт, что не этот суд главный, он морально сломлен. Герой возненавидел свой роман как виновника всех бед. А отречение художника от своего «детища», по мнению М. А. Булгакова, равносильно отречению от души. Показательно, что и сам мастер признаёт факт опустошения собственной души: «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновений тоже нет... ничто меня вокруг не интересует, меня сломали, мне скучно...» и потому, оказавшись в клинике Стравинского для душевнобольных, он находит, что «здесь очень и очень неплохо» и уверяет себя, что «не нужно задаваться большими планами». Мастер даже пытается отказаться от своей великой любви: гонит от себя Маргариту и очень надеется, что за четыре месяца, пока он находился в клинике, она успела его забыть. Слабость духа героя особенно очевидна при сопоставлении его позиции с поведением Маргариты, которая, чтобы спасти любовь, вступает в сделку с дьяволом, становится королевой на балу у сатаны. Почему же мастер так быстро отрекается от своих идей, от своего романа, от своей любви? Возможно, потому, что и раньше в его жизни было немало случайного, импульсивного. Так, лишь по стечению обстоятельств он начинает работу над романом. И если бы не вера в него Маргариты и не её поддержка, он мог бы и не окончить роман вовсе. Не случайно Булгаков ни разу на протяжении романа не показал своего героя в работе, в усилиях духа. Этим он отличается от Иешуа, с которым героя традиционно соотносят. В отличие от своего «ершалаймского двойника», мастер не способен сохранить до конца верность избранному пути. И особенно страшно, что предаёт он не только себя, но и Маргариту, чьи усилия тоже помогли рождению его главного творения. В то же время само предательство мастера, казалось бы, не столь страшно, как решение Понтия Пилата, приведшее к распятию Иешуа. Но прокуратор Иудей в конечном итоге обретает «свет». Причём дело не только в том, что за двенадцать тысяч лун он сполна испил свою чашу мучений, что каждый должен пережить раскаяние, чтобы получить прощение. По мнению Воланда, высшая справедливость состоит в том, чтобы человек получил не то, что заслужил, а то, что он сам хочет. Мастер же хочет не «света», а «покоя». Следовательно, его обретение это не только наказание за проявленную слабость, но и награда за пережитые страдания. Обновлено: Опубликовал(а): Дария173 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|