Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Своеобразие русского национального характера в изображении Н. С. Лескова (ЕГЭ по литературе)

В 1870-е годы в русской культуре активно велись Поиски положительного идеала. Не только писатели, но Живописцы и музыканты искали его прежде всего в народе. Не стал исключением и Н. С. Лесков. В современной ему действительности он стремился выявить те силы, на которые нужно опереться России, чтобы свершилось истинное обновление общества, и пришёл к выводу, что такой силой может стать только народ.

Именно в народной среде Н. С. Лесков обнаруживал характеры, «дивные своею высотою и величием», что пробуждало в нём веру в способность простых людей «совершать своё великое историческое призвание».

Наверное, самым известным лесковским персонажем такого типа является простой тульский мастер, главный герой рассказа «Левша».

Ведущая тема этого произведения — одарённость русского человека, Для которого не существует непосильных задач. Чтобы подчеркнуть масштаб таланта левши и его товарищей, Н. С. Лесков использует

гиперболу: их работу не видно невооружённым глазом, тогда как они сумели не только выковать миниатюрные подковки, но и выбить на них свои имена. Только имени левши история не сохранила, поскольку он ковал не подковки, а гвоздики для них. Показательно, что эту работу, результат которой можно рассмотреть только в «мелкоскоп», увеличивающий в пять миллионов раз, мастера выполняют простыми

кузнечными инструментами и «на глазок», ведь дорогой прибор гене- рал Платов побоялся доверить простым работягам.

Ещё одно привлекательное качество характера левши патриотизм. Он отказался от всех благ, которыми соблазняли его англичане (образование, хорошая работа, деньги, дом, женитьба), поскольку не

мыслил своей жизни вне Родины. О патриотизме левши свидетельствует и причина, побудившая его вернуться в Россию с такой поспешностью: во время одной из экскурсий он обнаружил, что англичане не чистят ружья битым кирпичом, и понял, почему русское оружие, послужившее некоторое время, начинает давать осечку. Он хочет незамедлительно сообщить эту «Военную тайну» царю, причём руководствуется не личными интересами, а заботой о благе Отечества. Впрочем, и блоху тульские мастера взялись подковать не за вознаграждение, а чтобы «посрамить англичан».

Интересно, что в изображении Н. С. Лескова истинными патриотами являются именно люди, казалось бы, далёкие от государственных интересов, а не те, кто должен заботиться о престиже страны, царь и его приближённые. Так, Александр I доверчиво подчиняется англичанам, которые хотят его «чужестранностью пленить» и «от русских отвлечь». Он восторгается подарком англичан — заводной металлической блохой — и пребывает в уверенности, что русский народ ничего подобного сотворить не может. И даже Николай I, восхищаясь блохой, подкованной туляками, проявляет не столько патриотизм, сколько тщеславие: ему льстит, что его приказание превзойти чужестранцев было незамедлительно исполнено.

Сами же мастера при всей своей национальной гордости не проявляют пренебрежения к чужой работе, признавая, что соперничество с англичанами требует большого мастерства. Есть у них и чувство собственного достоинства, основанное на убеждённости, что они хорошо выполнили свою работу. Именно поэтому левша не робеет перед разъярённым генералом Платовым и достойно держится во дворце перед царём.

В то же время Н. С. Лесков показывает, что при огромном трудолюбии и великолепном мастерстве, левша «В науках не зашёлся». Показательно, что самоотверженная и вдохновенная работа тульских мастеров при всей её виртуозности привела по сути к поломке чудной игрушки, ведь подкованная блоха больше не может танцевать. Конечно, можно утверждать, что вины необразованных мастеров в том, что они не могли произвести сложные инженерные расчёты, нет. Скорее, это вина государства, которое не заинтересовано

в просвещении простого народа. Но и тогда, когда у левши появилась возможность получить образование, он не смог осилить даже «Долбицу умножения».

Нельзя не упомянуть и о такой беде русского народа, как пьянство: левша боялся путешествовать по морю и пытался заглушить страх спиртным, а затем и вовсе заключил пари «Кто кого перепьёт».

Неудивительно, что его не пустили к царю, ограбили и после всех злоключений привезли в «Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают».

В творческом наследии Н. С. Лескова левша не единственный герой, наделённый указанными достоинствами и пороками. Например, главный герой рассказа «Тупейный художник» Аркадий умел придать отталкивающему, звероподобному облику своего хозяина, графа Каменского, приличествующее человеку обличье, а возлюбленная художника, талантливая крепостная актриса, и поёт, и танцует, и знает все

роли в драматических пьесах.

Однако счастье Аркадию с Любашей не суждено, поскольку граф Каменский видит в них лишь собственность: он запрещает художнику оказывать кому-либо свои услуги и считает себя вправе нарушать обет целомудрия, им же самим на актрис наложенный. И хотя Аркадий решается на бунт (вопреки запрету стрижёт брата графа и бежит с Любашей в надежде обвенчаться), он не в силах преодолеть власть своего хозяина, которого боится даже священник. Однако герой проявляет стойкость духа и целеустремлённость: верный своей любви, он сумел дослужиться до офицерского чина и накопить денег, чтобы выкупить возлюбленную из крепостной неволи. Тот факт, что Аркадий погибает от руки дворника, польстившегося на его деньги, показывает, что простому человеку не суждена счастливая судьба.

Любовь Онисимовна, потеряв последнюю надежду, стала нередко прикладываться к «ужасному плакону», в котором содержится «яд для замбвения». В какой-то степени это позволяет понять причину вечного русского пьянства: судьба народа столь безрадостна, что выпивка едва ли не единственный путь спасения от всех бед.

Таким образом, Н. С. Лесков, восхищаясь простыми русскими людьми, не идеализирует их. По его мнению, «нельзя ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под ноги». Кроме того, писатель ставит вопрос о правильности общественного устройства, которое ограничивает творческие возможности народа, сковывает его силы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.