Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ эпизода «Смерть Базарова» по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)

Евгений Васильевич Базаров – главный герой самого значимого произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Оно написано в жанре полемического романа, так как повествование построено на противопоставлении жизненных взглядов героев со множеством конфликтов и напряженных диалогов.

Смерть Базарова – самый значимый и трагичный эпизод в романе, который описывает два последних дня жизни главного героя. Он представлен в предпоследней главе и фактически автор завершает им свое повествование. Эпизод является сюжетно-фабульным, события вытекают непосредственно из предшествующего.

Все действие происходит в комнате Евгения, он лежит при смерти и понимает, что выжить ему уже не суждено. К нему временами заходят родители, он ведет недолгие беседы с отцом, из которых видно, что физическое состояние героя ухудшается с каждым мгновением, но происходит его духовное перерождение.

Также к нему приезжает его возлюбленная, Анна Одинцова. После ее посещения герой засыпает и больше не приходит в сознание.

Этот эпизод вызывает чувство сожаления оттого, что такая сильная телом и духом личность завершает свой жизненный путь. «…Внезапно схватив за ножку тяжелый стол, стоявший возле дивана, потряс его и сдвинул с места.

- Сила-то, сила, - промолвил он, - вся еще тут, а надо умирать!. . »

Тургенев пользуется в данном эпизоде различными художественными приемами. Главной лексико-семантической доминантой является слово «смерть» и ее производные: «я не ожидал, что так скоро умру», «через несколько дней ты меня хоронить будешь», «Базаров кланяться велел и велел сказать, что умирает», «хочу остановить мысль на смерти и ничего не выходит».

В диалоге Базарова с отцом присутствуют профессионализмы:

«- Если даже что-нибудь вроде… заражения…

- Пиэмии, - подсказал сын.

- Ну да… вроде… эпидемии…

- Пиэмии, - сурово и отчетливо повторил Базаров. – Аль уж позабыл свои тетрадки?»

В беседе Базарова с Одинцовой Тургенев использует метафору: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Лампада в данном случае символизирует жизнь, а ее угасание – смерть Базарова, конец его любви, а также нежизнеспособность нигилизма как жизненного кредо.

Яркая антитеза противопоставляет жизнь и смерть в эпизоде: «Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая… в этой гадкой комнате!» - «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится».

Художественное время соотнесено с историческим и замкнуто в рамках повествования. Художественное пространство ограничено комнатой Базарова. Атмосферу трагичности и драматизма усиливают цветовые и звуковые образы, а также статичные портретные описания: «Все в доме вдруг потемнело; все лица вытянулись, сделалась страшная тишина; со двора унесли на деревню какого-то горластого петуха, который долг не мог понять, зачем с ним так поступают», «она могла видеть одну его неподвижную, сгорбленную спину». И вдруг, как всплеск неоправданной надежды, звучит подъезжающая карета: «Стук рессорного экипажа, тот стук, который так особенно заметен в деревенской глуши, внезапно поразил его слух. <…> Не отдавая себе отчета, что бы это могло значить, в порыве какой-то бессмысленной радости, он выбежал на крыльцо…»

Каждый герой в анализируемом эпизоде испытывает собственные переживания. Родители Базарова сокрушаются из-за близкой кончины их единственного сына. Анна Одинцова наконец-то ясно для себя понимает, что ее чувства к Евгению не были настоящей любовью. «Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом; мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила – мгновенно сверкнула у ней в голове». Но самые значительные и важные переживания коснулись самого Базарова. Перемены в его настроениях и жизненных позициях заметны во всех сферах. Он стал добрее и ласковее относиться к родителям, по достоинству оценил их добрые сердца и заботу. «Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?» «Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку и выпил глотка два чаю». «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Из жалости к родителям он соглашается даже на обряд соборования, что в корне противоречит его взглядам. Он смиренно принимает факт неминуемой кончины, сожалея только о том, что уходит так рано, что не смог принести пользу своему государству. «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» Из этой цитаты видно, что Базаров сам признает несостоятельность своих идей. Он очень хочет жить, но понимает, что точные науки ему помочь не смогут. Теперь он признает ценность людей, работающих изо дня в день.

Перед лицом смерти Базаров обнаруживает в себе лучшие чувства: сила воли, мужество, смирение, жалость к родителям, способность восторгаться и любить. Одинцовой он еще раз признается в своих чувствах, но не требует от нее даже хранить о нем память. «Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время. <…> Меня вы забудете, мертвый живому не товарищ». В этих словах проявляется его благородство, стойкость, великодушие.

Иван Сергеевич Тургенев не сочувствовал и не мог сочувствовать нигилизму, особенно в отношении к литературе и искусству. Смерть Базарова закономерна и необходима. Тургенев, умертвив главного героя своего романа, выразил свое отношение к его идеологии. В одном из писем он так отзывается о своем герое: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего». Тем самым он показал, что отрицание признанных идеалов и стремление разрушать устоявшиеся правила, не предлагая им ничего взамен, не имеют никакого будущего. Однако Базаров как личность нравится автору, он признает сильные стороны его характера. «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виновен и не достиг своей цели».

Базаров, пройдя все испытания, столкнулся напрямую с ошибочностью своих представлений о мире, отказался от них, однако на смену загубленному мировоззрению не пришло ничего. В романе «Отцы и дети» автор противопоставляет главному герою не других героев, а саму жизнь.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.