|
Трагедия Настёны в произведении Живи и помни В.Г.Распутина (Школьные сочинения)Война… Она не только вызвала ужасные последствия, но и оказала сильнейшее влияние на каждую сторону жизни человека, в том числе и на литературу. В течение мирных лет после победы писатели и поэты старались осмыслить войну, и их взгляды развивались: со временем стали появляться произведения, освещающие те страницы войны, о которых не говорилось прежде. Одно из таких произведений – повесть «Живи и помни» Валентина Григорьевича Распутина, в которой поднята тема дезертирства и рассказано о трагедии русской женщины. Главная героиня повести – деревенская женщина Настёна, обладающая широкой душой, способностью к искреннему сочувствию и сопереживанию. Она добра и милосердна, любит трудиться и живет по совести, поэтому, вероятно, и остановил на ней свой выбор Андрей Гуськов. Они, как и вся деревня, жили в труде, в работе, но не имели детей, что было их большой бедой. Однако размеренную жизнь прервала война, и Андрей Гуськов покинул свою семью, чтобы защитить родину.
Почти всю войну прошел Андрей, но в начале холодной победной весны, глубоко надеясь на отпуск и не получив его, отправился не в часть, куда должен был, а в родную Атамановку. Он стоял перед нравственным выбором, и сделав его, отделил себя от всей страны, от народа-победителя. И выбор этот гораздо более горький и тяжкий, чем смерть от вражеской пули. В деревне Андрей решается открыться только Настене, понимая, что без неё прожить он не сможет, тем самым лишая её всякого спокойствия и подставляя под удар. Теперь Настена вынуждена жить, постоянно борясь с самой собой: лгать и скрываться, что рушит её систему взаимоотношений с миром, с людьми, которые были для неё всем. Звериное начало Андрея, проявившееся ещё с самой первой встречи героя с Настёной, постепенно берет над ним верх, что отражается и на поведении героя, и на его внешнем облике. Андрей звереет, находит новые оправдания своему преступлению. Даже в долгожданной беременности Настёны, которая не вызывает теперь у неё такой радости, какую могла бы вызвать в мирное время, он видит пользу своего побега. В герое всё громче говорит эгоист, он деградирует и превращается в того, кого не сможет спасти даже Настёна. Андрей погубил Настену, но он заплатит за содеянное в высшей степени: его жизнь не продолжится, он умирает как человек. На героиню пришелся главный удар, она – этический центр повести. Трагедия Настены в том, что все её лучшие качества были направлены на сочувствие преступнику, дезертиру. И повесть эта не о дезертире, как заметил А. Овчаренко, а о Настёне, «о русской женщине, великой в своих подвигах и в своих несчастьях». Обновлено: Опубликовал(а): Мария1999 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|