17. Почему мир провинциального дворянства, так же, как и высший свет, наскучил Онегину? (ЕГЭ по литературе)
10 из 14 Оценка эксперта внизу
Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — «самое задушевное произведение» русского писателя, в котором автор раскрывает весь драматизм судьбы заглавного героя. Евгений Онегин ведет безуспешные поиски подходящего места в жизни и в высшем свете, и в мире провинциального быта. Что же приводит героя к состоянию скуки, рассмотрим это утверждение.
Евгений представляет собой литературного героя, который относится к типу «лишнего человека».
Тем и объясняется его «охлаждение» к жизни, отсутствие в нем тяги к деятельности. Онегин не может обрести душевную гармонию, так как ни столичная жизнь, ни среда провинциального дворянства не способна в полной мере пробудить героя к поиску собственного предназначения. Отсюда и «русская хандра» Евгения, он с одной стороны «забав и роскоши дитя», пресыщен высшим светом, с другой сам не тянется к реализации потенциала, так как его понимание жизни сводится к «томлению» и «безделью».
Картины помещичьего быта не вызывают интереса со стороны Онегина, по причине его оторванности от национальной культуры. Именно поэтому герой он не способен понять все те положительные аспекты «деревенской тишины», которые не раз выделяет автор-повествователь в романе. Время, проведенное Евгением в атмосфере провинциального уклада, казавшиеся новым, быстро наскучивает своим однообразным и спокойным состоянием, «в деревне скука та же» — замечает автор. Онегин был воспитан в отрыве от традиций и понятий национальных ценностей, что приводит к равнодушию и отсутствию заинтересованности Евгения в особенностях провинциального быта.
Высший свет так же не может принести счастья Онегину. Столичная жизнь дворянства, обрисованная автором в экспозиции романа, представляет собой пеструю череду пышных балов, обедов, театров и званных вечеров, лишенных искренних взаимоотношений и возможностей для самореализации. Закономерность жизни отмеривается «брегетом», а главными ценностями являются модный наряд и умение «кланяться непринужденно». Так, Петербург с его «хладным развратом света» и шумом, от которых так поспешно бежал герой, в конечном итоге, влияют на отношение Онегина к происходящему, когда герой находится в провинциальном быте.
Таким образом, именно душевная пустота Онегина, отсутствие интереса к жизни приводят героя лишь к скуке в любой среде, не зависимо от его местонахождения.