|
Образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сочетает в себе социально-психологические, философские и детективные черты. Но особое внимание уделено именно психологическому пространству, которое раскрывается за счёт сложной системы образов. Главный герой романа Родион Раскольников очень двойственный человек, даже фамилия свидетельствует о расколе в его душе. И эта черта Раскольникова прослеживается на протяжении всего романа. Следует отметить внутренние качества главного героя: он очень добрый человек, который стремится помогать людям. Это можно подтвердить эпизодом с семьей Мармеладовых: Раскольников, видя на сколько бедно они живут, оставляет им деньги, несмотря на то, что сам герой также бедствует. Родион Раскольников готов отдать последнее, чтобы помочь другому в беде. Персонаж всегда обладал чувством сострадания, об этом говорит его сон, в котором мы видим историю из детства героя: он будучи ещё совсем маленький мальчиком видит, как ужасно обращаются пьяные люди с бедной лошадью; стремиться ей помочь, но увы понимает, что он бессилен перед толпой. В душе Раскольникова всегда был порыв защитить слабого, он готов был прийти на помощь любому человеку. Так как «Преступление и наказание» — полифонический роман, действия и мысли героев ничем не ограничиваются. В сознании Раскольникова зарождается теория, согласно которой существует два типа людей: «низшие люди» и «собственно люди». Согласно этой теории, люди, движущие мир, сами определяют, что можно и что нельзя, им разрешено больше, чем остальным. Персонаж особенно выделяет образ Наполеона, который ради своей идеи мог пожертвовать всем, распоряжаться судьбами мира и сотнями жизней. Молодой человек завидует способностям кумира, его хладнокровию, с которым он достигает целей. Такое видение побуждает переступить через закон, Родион Раскольников способен даже убить человека чтобы проверить свою теорию: «Тварь ли я дрожащая или право имею...». Его поступок переходит все нормы морали и нравственности. Теория главного героя идёт вразрез с его личностными качествами, что рожает в нём глубокий внутренний конфликт. Раскольников в диалоге с Соней Мармеладовой признаёт, что убил человека не потому что стремился помочь матери, а потому, что «хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил». Соня становится «совестью» Раскольникова, влияет на его признание; она способствует исцелению его души. На каторге персонаж видит сон о трихинах, в котором спастись от страшной болезни могли только чистые и избранные люди. Этот сон противопоставлен теории Раскольникова, он способствует намеку на возрождение души молодого человека. Появляется надежда на то, что положительные качества души и разума главного героя одержат верх. Таким образом, история Раскольникова — это действительно «история интеллекта, заблудившегося во мраке безверия». Его поступки приводят к разрушению моральных норм, однако он путём тяжелых испытаний приходит к горькому разочарованию в своих действиях. Обновлено: Опубликовал(а): Safinaaaaaaa Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|